В троллейбусах и автобусах Севастополя появились валидаторы

В общественном транспорте Севастополя начали тестировать систему электронных проездных билетов. В 11 троллейбусах и четырех автобусах появились мобильные валидаторы. Пока с устройствами работают кондукторы, а в первом квартале 2018 года процесс оплаты будет автоматизирован.

В отличие от прежней системы оплаты, билеты теперь дают всем пассажирам, даже льготникам - для этого используется карта кондуктора. С января льготникам начнут выдавать соцкарты. До 4 апреля стационарные валидаторы установят в 250 автобусах и троллейбусах "Севэлектроавтотранса", а также на девяти городских катерах и двух паромах.

Льготники получат персонифицированные карты - их будут выдавать в отделах соцзащиты, через МФЦ и портал госуслуг. Остальные жители города смогут купить неперсонифицированные в кассах Севастопольского морского порта, у водителей автобусов и троллейбусов, а со временем - в газетных киосках и других точках продаж.

При этом останется возможность платить наличными - в каждом транспортном средстве возле кабины водителя установят такой терминал. А чтобы пассажиры активней пользовались карточками, стоимость проезда по ним сделают на 30 процентов дешевле, чем за наличный расчет.

- В связи с внедрением системы стоимость проезда не повысится, - заверил начальник отдела развития транспортной инфраструктуры правительства Севастополя Анатолий Терещенко. - Но по карте она станет дешевле. Однако эту разницу мы сможем внедрить, только когда оснастим все транспортные средства валидаторами - в апреле 2018 года.

Когда система заработает в полную силу, появятся специальные тарифы - проездные на месяц, пакеты на несколько видов транспорта и другие. Кстати, турникеты в салонах решили не ставить. Вместо этого у каждой двери поставят валидаторы и выпустят на линии больше контролеров. На эту должность постепенно переведут всех, кто сегодня работает кондукторами.

В правительстве Севастополя объясняют - система безналичной оплаты проезда вводится в первую очередь, чтобы получать точную информацию о количестве перевезенных льготников и выплачивать компенсации транспортникам за фактически выполненные услуги. Уже за первые дни работы система показала - льготники ездят в транспорте реже, чем те, кто платит за проезд. Из 10 тысяч человек, которые воспользовались системой в минувшие выходные, 5500 оплатили проезд.

- Льготников перевозится меньше, чем считалось ранее, - говорит Терещенко. - Получив точный учет каждого льготника, мы сможем сократить расходы бюджета.

Тем временем в Республике Крым внедрение безналичной оплаты в транспорте затянулось. Валидаторы на двух троллейбусных маршрутах в Симферополе и Алуште работают в тестовом режиме уже почти год, а карты оплаты так и не начали выпускать. Средств на это у "Крымтроллейбуса" нет, в бюджете республики они также не предусмотрены (подробнее об этом - в материале "Билетов нет" в номере от 28 ноября).

В Севастополе проект реализуется за счет инвестора, без привлечения бюджетных средств. С компанией заключен инвестконтракт на шесть лет, по которому 4 апреля 2018 года система должна полностью работать. Инвестор вложит в оборудование и запуск проекта 130 миллионов рублей, после чего сможет оставлять себе 5,56 процента средств, которые проходят через систему. То есть он первым заинтересован в том, чтобы вся выручка шла "через кассу".

- Система станет частью проекта "Умный город", который внедряется в Севастополе, - рассказал "РГ" исполнительный директор компании-инвестора Василий Репин. - У персонифицированных карт широкий функционал. Через банк на них можно получать соцвыплаты, использовать как пропуск в учебные заведения, оплачивать школьные обеды, копить скидки и бонусы для посещения музеев и театров.

На втором этапе к системе безналичной оплаты подключат частников. В 2018 году весь транспорт Севастополя будет переведен на регулируемые тарифы. Коммерческие предприятия смогут получать компенсацию из бюджета за перевозку льготников, только если их машины будут оборудованы валидаторами. Это станет обязательным условием участия в конкурсах. В выигрыше в первую очередь будут пассажиры-льготники. Они смогут ездить бесплатно в любом виде транспорта, а не дожидаться часами социального автобуса.