В программе вашего сольного концерта на фестивале "Площадь Искусств" будут те же сочинения Бетховена и Рахманинова, которые вы минувшей осенью исполнили в Москве в Большом зале консерватории. Как не "заиграть" то, что исполняешь много лет?
Евгений Кисин: Пианист Владимир Софроницкий говорил, что самое главное в искусстве исполнителя - это, во-первых, никогда не знать покоя, всегда желать сыграть еще лучше, а во-вторых, не утратить чувства благоговения. Думаю, что это и есть наилучший способ сохранить свежесть восприятия и исполнения музыки. Второй фортепианный концерт Рахманинова, который прозвучит на открытии фестиваля, я готов играть всю жизнь. А в Двадцать девятой сонате Бетховена в жизнеутверждающей фуге, идущей после трагичнейшей Третьей части, лично я слышу постоянную и неукротимую бетховенскую решимость не сдаваться, несмотря ни на что, "схватить судьбу за глотку". Ко времени написания этой сонаты, которую называют "Хаммерклавир", Бетховен уже почти полностью оглох, к тому же испытывал материальные трудности. Свою работу над этой сонатой я начал именно с этой фуги, потому что знал, какая она трудная.
Дирижеры, с которыми вы работаете, например, Юрий Темирканов, помогают открыть новое в понимании музыки?
Евгений Кисин: Да, безусловно. Никогда не забуду прекрасного исполнения Юрием Хатуевичем рахманиновских "Симфонических танцев", благодаря которому я полюбил это произведение. А музыканты во время репетиций понимают друг друга без лишних слов. Кстати, одно из проявлений дирижерского мастерства - это немногословность во время репетиций, потому что настоящие дирижеры все показывают руками и лишь в редких случаях прибегают к помощи слов. Хотя могу свидетельствовать, что в дружеском общении Юрий Хатуевич отнюдь не страдает немногословностью.
Делитесь опытом с новыми поколениями исполнителей?
Евгений Кисин: Время от времени ко мне обращаются разные молодые пианисты с просьбой послушать их, и я охотно это делаю. Когда человек хорошо играет, с ним приятно и интересно заниматься. Те молодые, кого иногда доводится слушать, настолько разные, что я, честно говоря, не вижу какой-либо общей тенденции в развитии фортепианного искусства.
Недавно стало известно, что Валерий Гергиев станет дирижером фестивального оркестра в Вербье. Как вам эта новость?
Евгений Кисин: Я уже очень давно не играл с Валерием Гергиевым, поэтому отнесся к новости без эмоций. Мы много общались и очень хорошо работали вместе в 1987/88 годах в Ленинграде, Японии, Германии, Англии, Франции, а после этого - лишь однажды в 1997 году. Очень люблю фестиваль в Вербье - это живописнейшее место, там свежайший воздух. Там, кстати, можно останавливаться и в гостиницах, и в частных квартирах и шале, поэтому музыканты могут приезжать туда с семьями надолго, совмещая работу с отдыхом.
Доводилось вам выступать с безвременно ушедшим Дмитрием Хворостовским?
Евгений Кисин: Да, у нас было небольшое турне в 2008 году - Франкфурт, Мюнхен, Париж и Лондон. Мы исполняли романсы Чайковского, Рахманинова и Николая Метнера. Лондонский концерт записывался на видео - как раз на днях мне написал мой тамошний импресарио, сообщил, что, оказывается, Дима незадолго до кончины выражал желание выпустить эту запись. Конечно, я согласился. Я всегда очень любил и уважал его.
У вас эксклюзивный контракт с рекорд-лейблом Deutsche Grammophon, с коорым вы возобновили сотрудничество после определенного перерыва. Насколько вообще для вас важны записи?
Евгений Кисин: Важны: именно благодаря им наше искусство остается после того, как мы уйдем. Но свои записи я слушаю очень редко. Других исполнителей - не только пианистов, разумеется - слушаю постоянно. Я записываюсь не для заработка и не для рекламы, а исключительно из творческих соображений. Предпочтение же отдаю концертным, а не студийным записям: в присутствии слушателей играю, как правило, лучше.
Есть среди живущих композитор, чью музыку хотелось бы исполнить? К кому из композиторов XX века вы присматриваетесь?
Евгений Кисин: Я не присматриваюсь, просто еще руки не дошли. Но обязательно буду играть и Равеля, и Мясковского, чья фортепианная музыка (и вокальная, кстати, тоже) в наше время незаслуженно забыта и нуждается в возрождении. И Шимановского - последнего романтика! И Мессиана, чей "Квартет на конец времени" мы с музыкантами из Квартета Копельмана решили сыграть в 2021 году. Недавно я включил в репертуар Второй концерт Бартока - самый технически трудный из всех фортепианных концертов. Я решил его выучить и сыграть поскорее, пока мне не исполнилось пятидесяти и есть достаточно сил. В будущем я буду играть и замечательный лирический Третий концерт Бартока. Из сольных произведений для фортепиано Шостаковича мне еще ничего не доводилось исполнять. Я играл только Первый концерт, виолончельную сонату и альтовую сонату Шостаковича, а в будущем году осуществится моя давнишняя мечта: я исполню его гениальное ми-минорное Трио. Шостакович всегда был одним из самых близких мне композиторов, и я непременно буду играть и его Вторую сонату, и некоторые из прелюдий и фуг.
После долгих лет холостяцкой жизни как вам живется в статусе женатого?
Евгений Кисин: Дело не в официальном статусе, а в том, чтобы обрести свою вторую половину. Это самое большое счастье, какое только может быть на свете! Несколько лет назад, когда мы еще не были официально женаты, но уже были вместе, я написал об этом стихи под названием "Читая Экклезиаста".
Стихи - это еще один путь поиска гармонии в мире?
Евгений Кисин: Как искать гармонию - это ведь зависит от каждого конкретного человека. Мне лично никогда не приходилось специально "искать гармонию", потому что, несмотря на все зло, в мире очень много и прекрасного. А что касается нынешней ситуации в мире, то в истории человечества бывали не менее опасные времена, и историческая практика показывает, что, в конце концов, инстинкт самосохранения в человечестве побеждает. К сожалению, эти победы сопровождаются очень большим числом жертв. Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать по этому поводу.
Полное расписание концертов фестиваля "Площадь искусств"