Что произошло, предстоит установить следователям - Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Следственная группа в понедельник отправилась к месту трагедии.
Пока же известно, что вертолет Eurocopter АМ-350, принадлежавший лесопромышленнику Егору Баньщикову, вылетел из Братска в поселок Чистый 7 декабря. На борту находились сам предприниматель и пилот. Спустя какое-то время борт перестал выходить на связь. Чуть позже пилот связался с экстренными службами и сообщил, что совершил аварийную посадку на лед Братского водохранилища в 120-130 километрах от Братска в районе поселка Чистый и что жертв на борту нет. Это была последняя информация с борта, больше связаться с находившимися на нем людьми не удалось.
Спасательная операция продолжалась четыре дня. Поиски осложняла погода - в первые два в районе крушения мела метель. В субботу небо прояснилось, но ударили морозы до 30 градусов ниже нуля. Тем не менее поиски велись как с земли, так и с воздуха. В общей сложности было задействовано более 50 человек - спасатели и местные жители, в том числе охотники. В СМИ появлялись сообщения, что жители прибрежных поселков замечали костер в лесу неподалеку от места аварии, однако эти свидетельства не подтвердились. Надежды на благополучный исход практически не осталось, и в воскресенье в район поисков отправилась группа спасателей с водолазным снаряжением.
И только в понедельник, 11 декабря, с воздуха удалось заметить обломки воздушного судна. Несколько фрагментов спасатели сумели поднять со льда вертолетом.
Как выяснилось, вертолет не долетел до пункта назначения менее четырех километров. Обломки были обнаружены на льду одного из заливов, однако большая часть воздушного судна ушла под воду. Как уточнили в управлении МЧС по региону, глубина в этом месте составляет несколько десятков метров. Исследовать участок с помощью водолазов невозможно - к месту крушения отправили глубоководный аппарат Falcon.
Остается загадкой, как смог выйти на связь пилот вертолета после аварийной посадки. Как он вообще смог приземлить судно на лед водохранилища? Ведь по словам местных жителей, до последних морозов Братское водохранилище толком не замерзло, лед был очень тонкий, местами еще шла шуга. Возможно, увидев ровную поверхность, пилот предпочел ее лесистому берегу, и это стало роковой ошибкой. Смогли ли люди выбраться из тонущей машины? И был ли у них шанс преодолеть без малого 300 метров до берега и выжить в метель и морозы на суше?
Следствие ведет работу. Как уточнили в Восточно-Сибирском следственном управлении на транспорте СК РФ, его сотрудники уже осмотрели площадку в Братске, откуда вылетел вертолет, изъяли образцы авиационного топлива для экспертизы, документы на воздушное судно, допросили родственников командира воздушного судна и пассажира.
Ранее в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре сообщали, что владельцем вертолета записан предприниматель Егор Баньщиков, а сама машина зарегистрирована в центральных районах России, в Иркутскую область его привезли совсем недавно. Известно, что пилот, хотя и не из местных, был очень опытным.
Сегодня работы на месте крушения продолжатся. Возможно, удастся выяснить судьбу людей, находившихся на борту.