Дирижер Герберт Бломстедт выступил с оркестром Берлинской филармонии

Три вечера подряд в Берлинской филармонии звучала одна и та же программа, составленная из двух партитур - 23-го Концерта для клавира с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта и Третьей симфонии Антона Брукнера. Это был выбор выдающегося шведского дирижера Герберта Бломстедта, отмечающего в этом году свое 90-летие и выступающего в цикле с Берлинскими филармониками. В моцартовском концерте солировала знаменитая португальская пианистка Мария Жуан Переш.

Выбор программы был безупречным: Бломстедт считается одним из крупнейших специалистов по музыке Брукнера, Переш известна как авторитетнейший интерпретатор моцартовских концертов, исполняющихся ею на протяжении всей ее сольной карьеры, продолжающейся 66 лет. Неудивительно, что все три вечера концерты мэтров собирали в зале Берлинской филармонии аншлаг в накаленной атмосфере неординарного музыкального события.

Ожидания эти были полностью оправданы. В моцартовском Концерте A-Dur KV 488 рояль Марии Переш и оркестр продемонстрировали чудеса ансамблевой игры, где тончайшие пиано, филигранные трели и пассажи рояля растворялись в мягкой оркестровой артикуляции, в едином дыхании всего ансамбля. Виртуозная манера Переш - по сути, аскетичная, но звук ее был полон внутренних энергий, мельчайших нюансов, завораживающих трансформаций. В знаменитой сицилиане второй части простая и ясная кантилена пианистки вступала в диалог с деликатными соло деревянных. В этом ансамбле Бломстедта и Переш был мудрый, несуетливый покой, красота пропорций, благородство динамики - собственно, то, что и определяет статус "классики".

Таким же "мудрецом" Бломстедт предстал и в Третьей симфонии Брукнера, которую трактовал как монументальное полотно "жизни", полное размышлений, печалей, торжества, вращающихся вокруг "ядра" музыкальной темы огромных музыкальных массивов. И здесь Берлинские филармоники продемонстрировали не только высочайший класс оркестрового ансамбля, но и породу своего фирменного оркестрового звука - собранного, точного, с чистейшими соло инструментов, с абсолютным стилистическим чутьем, тонко реагирующим на все брукнеровские "вкрапления" в партитуру - вагнеровские цитаты, танцевальные ритмы, параллели с бетховенскими скерцо, интонации душевной печали, близкие к Lacrimoso (в Адажио). Бломстедт выбрал первую редакцию Симфонии 1873 года, которую Брукнер привозил в Байройт к Вагнеру и посвятил ему лично. И именно этот ранний, почти полуторачасовой вариант Третьей симфонии Бломстедт проанализировал в мельчайших деталях, медитативно разворачивая напряженную драматургию, эффектно разрешившуюся в финале абсолютно вагнеровским по духу победительным фанфарным торжеством. Столь подходящим к почтенному юбилею маэстро.

Справка "РГ"

В эти дни (14,15 и 16 декабря) с оркестром Берлинской филармонии выступает Кристиан Тилеман. В программе Торжественная месса (Missa Solemnis, D-dur, оp. 123) Людвига ван Бетховена.