"Ленинградская" симфония Шостаковича проедет по России

"Ленинградская" (N 7) симфония Дмитрия Шостаковича. Дирижер: Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna. Гастроли: 20 - 29 декабря, Пермь (20) -Тюмень (22) - Новосибирск (24) - Красноярск (26) - Петербург (28). 29 декабря. Большой зал Московской консерватории. 21.00.

Сам выбор сочинения для предновогоднего тура Теодора Курентзиса с musicAeterna по России воспринимается как месседж. Пермский маэстро планирует представить не праздничную программу вроде балетной музыки (в прошлом сезоне он исполнял по такому случаю "Золушку" Прокофьева в Москве) или моцартовских сочинений, интерпретации которых произвели фурор на летних гастролях musicAeterna в Зальцбурге. В туре будет звучать только военная симфония - "Ленинградская" (N 7) Дмитрия Шостаковича. Партитура этой симфонии давно стала легендой, а 283 такта темы фашистского нашествия символом войны, не потерявшим своей актуальности в реалиях сегодняшнего дня. Детально неизвестно, как будет толковать партитуру Шостаковича Курентзис - он мастер парадокса. К примеру, 14-ю Симфонию Шостаковича он исполнял на жильных струнах, прочитав ее в барочном ключе. Что касается Седьмой, то радикальное переосмысление этой музыки в Москве уже представлял однажды Владимир Юровский с Российским национальным оркестром, открывший лирические слои этой музыки, красоту ее мелодий, сквозь которую прорывался призрачный, а потом напористый фашистский марш. Но в теме его слышалось не привычное зловещее шествие под барабанную дробь, а ход каких-то гигантских часов, страшный пульс цивилизации. И так же, как у Курентзиса в его интерпретации 14-й симфонии, в "Ленинградской" звучала скорбная "баховская" экспрессия - реквием памяти.

К слову, недавно Курентзис с оркестром и хором musicAeterna исполнял в Москве Реквием Моцарта (затем его же с триумфом на Зальцбургском фестивале): неожиданно звуковая материя заупокойной музыки с ее суровыми картинами загробного мира и Судного дня (Dies irae) предстала в его интерпретации как сияющий образ Эдема, как вожделенная человеком первичная, она же конечная гармония. Это была музыка о чуде, надеждой на которое живет человеческая душа. И возможно, именно эти слои партитуры приоткроет Курентзис в своей версии "Ленинградской", где есть и реквием, и апофеоз свободе, и непрекращающееся остинато военного нашествия. На пермскую "премьеру" проекта он пригласил Максима Шостаковича, сына композитора, пианиста и дирижера, привозившего несколько лет назад в Москву собственный проект "Синемафония Седьмой симфонии". Во время подготовки этого проекта по метроному обнаружилось, что тема нашествия длится ровно 666 секунд - "число зверя" из Апокалипсиса, символизирующее конец света и Страшный суд. Этот шифр Шостаковича Теодор Курентзис и musicAeterna должны донести до людей.