- Мы провели первое подобное исследование в России, до нас никто столь комплексно анализом грязевых отложений не занимался, - комментирует глава Екатеринбурга Евгений Ройзман. - Потратили на это 1,8 миллиона рублей - это не так и много: получается, по 150 тысяч в месяц, а ведь над исследованием трудились больше 20 человек. Все выводы и рекомендации ученых будут отражены в отдельном стратегическом проекте, который сейчас стоит разработать.
Сенсационных открытий эксперты не сделали. Они только подтвердили и конкретизировали то, что знает каждый горожанин: грязь смывается с неправильно обустроенных газонов, остается после невывезенного снега, сдувается с неасфальтированных участков и разносится по улицам во время ремонтно-строительных работ. Собственно примеры всего этого можно найти в каждом первом дворе с несовременной застройкой. К новым кварталам предъявляются более строгие требования по благоустройству, поэтому там немного чище.
- Мы подсчитали, что четверть всех газонов не выполняют своей функции - они не покрыты растениями, поэтому размываются и пылят. Пять машин из ста стоят во дворах на ненадлежащих местах. Таким образом, на одного жителя приходится девять квадратных метров пылящих пространств - всего в городе таких площадей десять квадратных километров и еще три квадратных километра несанкционированных парковок, - уточняет Илья Ярмошенко, заместитель директора по научным вопросам Института промышленной экологии УрО РАН.
По данным специалистов, уральскую столицу равномерно покрывают 120 тысяч тонн пылегрязевых отложений: на каждого горожанина приходится по 80 килограммов пыли и 190 килограммов грязевых осадков, которые скапливаются в низинках. На 75 процентов екатеринбургская грязь состоит из минеральных веществ (24 процента - плагиоклаз, 17 - амфибол, по 10 - кварц и хлорит…) - это основные уральские породы, которые широко используются в строительстве. Остальное - органика, торф, почва, сажа. Если конкретней, то свинца больше во дворах, чем на улицах. Связано это с тем, что тяжелые металлы накапливаются от выхлопных газов еще с тех времен, когда не было строгих требований к топливу. И если проезжую часть худо-бедно убирают, то около подъездов и детских площадок, как правило, никто влажную уборку не делает и снег не вывозит.
Рекомендации экспертов, проводивших исследования, свелись к четырем направлениям: уменьшать пылящие поверхности (восстанавливать газоны и прочие покрытия), минимизировать антропогенную нагрузку на дворы (попросту убрать внутренние парковки), ограничить образование грязи при ремонтах (заставлять компании, ведущие раскопки, сразу же прибирать за собой) и удалять грязевые осадки (делать не только весеннюю, но и осеннюю генеральную уборку, соблюдать технологию работы с противогололедными смесями).
Ученые говорят, что исследование проводить им было чрезвычайно интересно - они нашли 14 тем для публикаций, представляющих научную новизну. В это охотно верится, ведь некоторые выводы действительно любопытны. Например, выяснилось, что чище всего воздух на метровой высоте от земли - то есть на высоте дыхания детей. А на екатеринбургских газонах произрастает до 150 видов растений, хотя нужно всего-то с десяток специальных трав, особо "цепких" и устойчивых к перепадам температур. Однако эти результаты вряд ли кому-то понадобятся, а рекомендации рискуют остаться лишь занимательным чтением для специалистов городских комитетов, потому как их воплощение в жизнь требует немалых средств. Сам мэр Евгений Ройзман признает, что пока не представляет, что делать с газонами: их содержание очень дорого обходится, дешевле все закатать в асфальт. А качественная уборка невозможна без большого количества хорошей техники, которой у города нет.
- На уборку улиц мы тратим 1,2 миллиарда рублей, чтобы ситуация заметно изменилась, нужно в два раза больше, - считает Егор Свалов, председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга. - У города нет полномочий обязать управляющие компании вывозить снег из дворов, это можно сделать только за счет средств жителей, собранных на благоустройство.