В России к так называемым моногородам отнесены 319 населенных пунктов с числом жителей 14 миллионов человек. Сравнительно небольшой поселок Песочное в Рыбинском районе Ярославской области с населением в 2,4 тысячи в этой общей проблемной массе заметен мало. Но это пока. Потому что для прорыва, по мнению экспертов, сейчас у него есть главное - лидеры и стратегия.
- Без лидеров невозможно реализовать ни один проект. Даже если будут деньги, будет команда, но не будет лидера, вот этой особой лидерской энергетики, - все будет стоять, - уверен советник руководителя аналитического центра при правительстве РФ Нурали Резванов. - Еще одно обязательное условие для подъема моногородов - наличие у них четкой стратегии развития, определенных целей и задач. А то ведь слово "инвестиции" у нас уже настолько заезжено, что без него не обходится ни одно совещание. Всем давай деньги. Зачем? Смысл ответа часто бывает примерно таким: ну ты давай, а там разберемся…
В Песочном, бюджет которого всего 10 миллионов рублей (из них только два миллиона - собственные доходы, а остальное - дотации), поняли и просчитали: надо создавать не просто рабочие места, а высокооплачиваемые. Правда, чтобы они получились таковыми, условия жизни и комфорта в монопоселке должны быть на порядок, а то и на несколько порядков выше существующих. А без развития производства это сделать практически невозможно…
Для кого-то это замкнутый круг и неразрешимая задача, но в Песочном предпочитают действовать как та лягушка, которая, упав в молоко, активно шевелила лапками, сбила масло и спаслась. После закрытия Первомайского фарфорового завода, где когда-то делали знаменитый кузнецовский фарфор, власти поселения и Рыбинского района, чтобы не допустить в поселке социального взрыва, по возможности развивали там соцсферу: здесь есть отличный детсад, клуб, спортшкола, амбулатория, недавно отремонтировали среднюю школу. Есть даже горнолыжный спуск, невообразимые природные красоты и Волга практически "у ног". Но для людей с хорошими зарплатами этого мало.
- Создание комфортной среды для каждого жителя и обеспечение развития производства - это две темы, которые неразрывно связаны, и их надо обязательно рассматривать вместе, говоря о моногородах, - считает глава Рыбинского района Татьяна Смирнова. - У нас есть конкретные примеры, когда, например, предприниматель готов работать, он открывает высокотехнологичное, высокомаржинальное производство, приобретает зарубежное оборудование. Ему нужны кадры, которых сегодня в Песочном нет, он готов платить им высокую зарплату. Но даже если мы пригласим людей откуда-то, им некуда там будет эти деньги тратить.
При этом в поселке все равно делают ставку на "тех инвесторов, которые заточены на будущее, на высокотехнологичные производства", и стараются развить до этого уровня хотя бы часть из тех 25 малых предприятий, которые здесь уже имеются. Потому что каждый пятый житель поселка - молодой человек до 16 лет. Чтобы через несколько лет все эти ребята не сбежали в города, в Песочном задумали открыть даже свой поселковый кванториум: один из местных бизнесменов готов выделить площади у себя на предприятии под центр научно-исследовательской работы с молодежью и растить для себя инженеров.
- Я испытываю удовлетворение от того, что Ярославская область не рассматривает себя как подбрюшье Москвы, а моногорода - как населенные пункты, обреченные на жалкое существование. В регионе есть великолепные проекты, - подытожил Нурали Резванов.
Чтобы бизнес в проблемных городах уверенно наращивал мощности, одних великолепных проектов мало. Например, у одного из предприятий, которое вошло в 2010 году в комплексный инвестиционный план развития моногорода Тутаева, тоже был замечательный проект - по производству оборудования для пищевой промышленности. Нет, производство за эти годы не свернулось, не зачахло. Несмотря на отсутствие обещанной помощи, оно развивалось и вышло по числу работников на вторую позицию после некогда градообразующего Тутаевского моторного завода. Но при более благоприятных условиях обеспеченных работой людей могло бы стать еще больше. Для Тутаева, где зарплата в среднем ниже ярославской на пять-семь тысяч рублей и остро ощутим дефицит рабочих мест (на ТМЗ когда-то работало 15 тысяч человек, а сегодня - 1,6 тысячи), это было бы не лишним.
- С 2010 года предприятие вложило большие деньги в приобретение объектов недвижимости, в том числе в земельные участки, построило инфраструктуру, создало производственные мощности, - рассказал заместитель генерального директора компании Алексей Сарычев. - По ходу нашей работы мы обращались в Фонд развития моногородов. Тогда наш план признали перспективным, но из-за отсутствия на тот момент соглашения о софинансировании развития инфраструктуры межу субъектом, муниципальным образованием и фондом, помощи от фонда мы не получили.
Когда в этом году это ограничение было снято, представители компании снова обратились в фонд. Однако теперь выяснилось, что уже поздно, и их поезд ушел. Не втиснулось предприятие своими "габаритами" и в ТОСЭР, которой Тутаев был признан с конца сентября этого года. То есть налоговых льгот, поддержки в строительстве инфраструктуры и недорогих займов от Фонда моногородов им опять не видать.
- Инвестплан нашего предприятия предусматривает в ближайшие годы строительство еще одного производственного корпуса и создание 50 рабочих мест. Но если мы хотим стать субъектом ТОСЭР, мы должны в первый же год создать столько же рабочих мест, сколько у нас было на момент вхождения туда. Сейчас у нас трудоустроено 550 человек. То есть 550 мест мы и должны прибавить. Что, конечно, нереально, - объясняет Алексей Сарычев.
По мнению представителя бизнеса, условия для получения статуса субъектов ТОСЭР работающими в поселениях предприятиями должны быть обязательно смягчены, чтобы этот бизнес тоже мог пользоваться всеми имеющимися льготами и, следовательно, достигать более высоких социально-экономических показателей.
В кулуарах и эксперты, и производственники признаются, что при желании это ограничение можно, конечно, обойти - например, создав новое юрлицо. Потому что обстоятельства подталкивают именно к этому. Однако, к счастью, есть бизнес, который предпочитает работать "без ухищрений и маневров".
Нурали Резванов, советник руководителя аналитического центра при правительстве РФ:
- Не надо рассчитывать только на Фонд поддержки моногородов. Каким бы он ни был великолепным, там не волшебный мешок, в который сколько ни влезь - столько денег оттуда и возьмешь. Надо учиться находить деньги. В стране действуют 40 государственных программ, с нового года будут работать 27 федеральных целевых программ. Есть 27 государственных институтов развития. Приятно, что бизнесмены уже сами выстраивают схему финансирования своих проектов: вот это они возьмут в банке, это - в Фонде моногородов, еще часть - за счет госпрограмм. И в целом проект получается эффективным. Это очень сложно делать, но без этого мы не обойдемся.
Немало российских моногородов одновременно носят статус исторических поселений. И в таких населенных пунктах, по мнению экспертов, создавать комфортные условия для жителей и бизнеса особенно непросто. Со слов заместителя председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергея Рыбакова, эту проблему в 2017 году высветила программа по созданию комфортной городской среды, когда с самым большими сложностями при освоении выделенных средств столкнулись именно исторические поселения из-за действующих там ограничений и режимов охраны наследия. Более того, по мнению представителя Центра стратегических разработок Натальи Труновой, те бизнесмены, кто когда-либо инвестировал средства в объект культурного наследия, как правило, этот опыт больше не повторяют, потому что реставрационные расценки выше обычных ремонтных в 3-4 раза, а ограничений в использовании объекта - масса. По мнению эксперта, в этой области сейчас - "сплошной законодательный перегиб". Даже сдача памятников в аренду за один рубль не принесла должной отдачи - таким образом было сдано всего несколько объектов в Московской области. В результате памятники ветшают и комфортной городскую среду отнюдь не делают.