На российских дорогах появятся новые указатели
Еще не факт, что все эти знаки завтра появятся на улицах города, но на всякий случай стоит рассказать водителям, а также пешеходам, какие неожиданные указатели они могут увидеть. Тем более что некоторые из них уже применяются на дорогах Москвы в качестве эксперимента.
Новый стандарт вводит в оборот уменьшенные в размерах знаки. Технический комитет Росстандарта "Удобная дорога" посчитал, что при низких скоростях - до 60 км/ч - достаточно знаков, которые в три раза меньше ныне существующих. При такой скорости водитель всегда сможет их разглядеть. В то же время они будут меньше портить пейзаж и не будут захламлять улицы своим внешним видом. Действительно, идешь по некоторым улицам, и создается впечатление, что они созданы только для установки на них знаков. Кроме знаков, не видно ничего. С другой стороны, едешь по улице в поисках парковки, и все время ищешь знак, который разрешил бы тебе припарковаться, причем не на инвалидном месте.
Однако ГОСТ разрешил использовать миниатюрные знаки. А вдруг кто заметит.
Парковка в картинках
Также вводятся знаки, совмещенные с дополнительной информацией. До сих пор на дорогах устанавливались знаки, а в случае необходимости под ними размещалась информационная табличка, утвержденная в приложении к Правилам дорожного движения. Теперь все это решено совместить. То есть прямо на самом знаке будут размещаться требования этой самой информационной таблички. Сначала планировались аресты, потом праздники. И было решено совместить. Осталось только запомнить, что к чему относится.
Предполагается, что сразу на знаке и без всяких дополнительных табличек будет видно, что парковка платная, или она предназначена для инвалидов, или будет указание направления на паркинг. Причем платный или бесплатный - также будет указано на самих знаках.
Новый знак укажет о наличии внеуличного, то есть крытого или подземного паркинга. Это обозначается знаком "Р" под крышей. Понять, что это крыша, можно, только зная предназначение этого знака.
В рублевом эквиваленте
Чтобы не изображать лишних рисунков, не вешать дополнительных табличек, знаки платной парковки решили обозначить одним-единственным символом. Несложно догадаться каким. Знак "Р" без лишних усилий превращается в символ, который обозначает отечественную валюту, то есть рубль. И сразу становится ясно, что речь идет не просто о рубле или парковке, а именно о платной парковке.
А нам все параллельно
Некоторые знаки, например запрещающие остановку или стоянку, а также знаки парковки новый временный ГОСТ разрешает размещать не как это принято до сих пор, то есть перпендикулярно дороге, чтобы все участники дорожного движения его видели, а параллельно. Например, на фасаде здания или на заборе. При этом на самом знаке стрелками будет указано направление действия знака.
Понятно, что это делается для людей. Чтобы не загромождать узкие тротуары дополнительными столбами. Конечно, водителю проще посмотреть на соседний дом и на нем выискивать приметы разрешенной или запрещенной парковки. Зачем ему перед собой на дорогу глядеть? Там, кроме таких же машин и иногда прыгающих под колеса пешеходов, ничего интересного нет.
Налево пойдешь - как-нибудь повернешь
Огромный блок новых знаков посвящен направлению движения по полосам. В том числе появились некие трезубцы, предполагающие, что на дороге одна полоса может вдруг неожиданно перерасти в три. И для каждой из полос свои условия движения. Как на сказочном камне: направо пойдешь - больше 50 не разгонишься, налево пойдешь - левый поворот тебе или разворот светит. Ну а прямо - сам виноват. Примечательно, что на некоторых таких знаках нарисована несуразица: водитель имеет право развернуться в своей полосе. Мало того, что это требует определенного мастерства, так еще и получается, что при выполнении требования знака он поедет навстречу потоку. И это не шутки. Все картинки, которые приведены в материале, - это тот самый временный стандарт, который вступил в силу с 1 ноября этого года.
Только для трамваев
Вводится новый знак: выделенная полоса для трамваев. Согласно Правилам дорожного движения водитель имеет право двигаться по трамвайным путям, если они расположены вровень с дорогой. Более того, с этих самых путей он может совершать левый поворот или разворот, если иного не предписано знаками. Однако введение выделенной полосы для трамваев резко сокращает возможности водителей. Как правило, рядом с трамвайными путями идет лишь одна полоса дороги. Если на перекрестке есть возможность проехать прямо, повернуть направо или налево, то дорога встанет в мертвой пробке. По одной простой причине: на выделенную полосу для трамваев для поворота налево выехать будет нельзя.
Уступи и проезжай
Временный ГОСТ разрешил использовать металлическую стрелку на светофорах.
Речь идет о размещении на светофоре рядом с красной секцией металлической зеленой стрелки, которая разрешает правый поворот даже на красный сигнал светофора. Устанавливать ее предлагается на светофорах, где пешеходное движение незначительно. В то же время свободный поворот направо облегчит жизнь многим водителям.
Надо сказать, что в Европе такая стрелка применяется в большинстве стран. Например, в Германии она установлена на многих светофорах. Но водитель, подъехав к перекрестку при красном сигнале светофора, на котором висит такая стрелка, обязан остановиться перед перекрестком, как будто там висит знак "СТОП", убедиться в безопасности маневра и только потом повернуть.
Знаки не для всех
Большинство этих знаков автомобилистами было одобрено на различных интернет-форумах. Но вступивший временный стандарт вовсе не означает, что эти знаки завтра появятся на дорогах страны.
Дело в том, что водитель обязан знать и соблюдать требования Правил дорожного движения. Эти правила утверждаются постановлением правительства. В них есть приложение N 1, которое описывает дорожные знаки. Так вот в Правила дорожного движения никто никаких поправок по части внесения новых дорожных знаков пока не предлагал.
ГОСТ у нас носит рекомендательный характер. Хочу - делаю по ГОСТу, не хочу - как бог на душу положит.
Но требовать от водителя соблюдения указаний новых знаков можно только в том случае, если эти знаки есть в Правилах дорожного движения. Если их там нет, значит, водитель ничего не нарушил.
Более того, водитель может повернуть под металлическую стрелку при красном сигнале светофора. И инспектор ГИБДД, который окажется поблизости, оштрафует этого водителя на 1000 рублей. А если водитель второй раз за год проехал на красный свет, то инспектор направит его дело в суд, где, скорее всего, водителя лишат прав на 4-6 месяцев.
Понятно, что пока в Правилах дорожного движения не будут введены новые знаки, они на дорогах нелегитимны.
Какие знаки и в каком виде появятся в правилах - пока говорить рано. Даже подобных проектов еще не было разработано.
Что же касается новых знаков уже установленных, то местные власти должны их либо убрать, либо стыдливо прикрыть черными пакетиками. Ведь несмотря на то, что они соответствуют временному ГОСТу, в правилах их нет.
Стоит разобраться, что такое временный ГОСТ. Чтобы не проходить всей длительной процедуры оценки проекта, иногда проще принять временное решение. По этому пути пошел Росстандарт при принятии предварительного стандарта. Но он не учел главного: знаки, перед тем как попасть на дорогу, должны быть внесены в Правила дорожного движения, которые утверждаются постановлением правительства.
Тут же возникает вопрос, что такое временный стандарт. Если знаки внесены в правила постановлением правительства, то о временном стандарте и речи быть не может. Новые знаки утверждены на высшем уровне! А если их не утвердило правительство, то и использовать их нельзя. Вот такая коллизия.
Новый временный стандарт уделяет внимание и пешеходам. Так, он предусматривает знаки, которые предупредят водителя о том, что на этом перекрестке пешеходы могут его пересекать по диагонали.
В большинстве случаев, если светофор на перекрестке включает зеленый сигнал для пешеходов во всех направлениях, они и так пользуются этой возможностью. Теперь для них еще появится дополнительное четкое указание на правомерность такого перехода. Для них, кстати, будет отдельный знак, разрешающий подобный маневр. А для водителей будет предупреждение об этом.
Еще один важный момент. У нас есть пешеходные зоны, куда автомобилистам заезжать нельзя. Есть автомобильные дороги, по которым передвигаться могут только автомобили, автобусы и мотоциклы. А куда деваться велосипедистам? Так вот новый знак совмещает пешеходную и велосипедную зону. В ней нельзя двигаться автомобилям, зато разрешено передвигаться на своих двоих. Будь то ноги или колеса, но безмоторного транспорта. Раз есть знак, предупреждающий о начале такой зоны, то должен быть и знак, который показывает, что эта велопешеходная зона кончилась.
Каждый водитель знает, что на дорогах попадаются пешеходные переходы, которыми часто пользуются слепые люди. Об этом есть специальная табличка, предупреждающая водителей о возможности выхода на дорогу слепого пешехода.
Более того, пешеходные светофоры на таких участках оборудованы специальным звуковым сигналом, который предупреждает пешехода о том, что ему можно перейти дорогу.
Для слепых пешеходов у нас оборудованы подходы к перекрестку. На них установлены направляющие плиты. То есть плитка с рельефным рисунком, попав на который тросточка слепого покажет направление движения.
А глухие пешеходы как-то выскользнули из обоймы. Теперь специально для них разработан знак, который предупреждает водителя о том, что в этом месте могут появиться на дороге глухие пешеходы.
И это довольно важный знак. Ведь глухой пешеход не слышит рева двигателя. Он переходит дорогу так, будто на ней никого нет. Он не услышит и ваш звук клаксона, так что торопить его бесполезно. Водителю же нужно в первую очередь не попасть в аварию и не сбить человека. Поэтому предупреждение о том, что через дорогу могут переходить глухие пешеходы, может оказаться полезным для водителя.
Причем изобретать ничего нового техническому комитету Росстандарта "Удобная дорога" не потребовалось. Такой знак существует, чтобы показать, что за рулем автомобиля глухой водитель. Ему бесполезно сигналить. А вот пешеходы до сих пор оставались без собственного предупреждающего знака.
Но стоит еще раз напомнить, что в Правилах дорожного движения пока нет ни диагональных переходов, ни велопешеходных зон, ни глухих пешеходов. А поэтому до тех пор, пока эти знаки не будут внесены в Правила дорожного движения соответствующим постановлением правительства, обращать внимание на них не стоит.Совмещение знаков с информационными табличками - главный тренд нового временного ГОСТа. Разработчики дошли до того, что в обычный дорожный указатель о том, что в данном месте находится остановка общественного транспорта, впихнули и всю информацию о транспорте, который здесь останавливается. Тут и указание маршрута, и время работы, и интервалы движения, а также конечные пункты. Причем все это на двух языках: русском и подобии транслитерации.
По мнению экспертов, такие знаки вряд ли когда-нибудь будут пользоваться спросом у владельцев дорог и владельцев пассажирского транспорта. Ведь простой знак, обозначающий остановку общественного транспорта, можно повесить куда угодно. Его можно заказывать огромными партиями. А этот?
Этот знак имеет много недостатков. И главный из них в том, что такие знаки надо производить в единичных экземплярах. Соответственно, его производство дорожает в несколько раз.
Ведь каждая остановка имеет свое название. У каждой остановки останавливается различный транспорт. Так что вынесение всей информации на один знак вряд ли порадует департаменты транспорта, муниципалитеты и автотранспортные предприятия, которые обеспечивают движение рейсовых маршрутов.