28.12.2017 20:00

Ездить будем дороже

В январе вырастут ставки акцизов на легковые автомобили, бензин и дизельное топливо. А коммерческую технику будут выпускать классом не ниже Евро-5.

Речь идет о грузовиках, автобусах и легковых авто повышенной проходимости. А Евро-5 (в странах ЕС этот стандарт действует с 2009 года) определяет содержание вредных веществ в выхлопных газах и относится как к двигателям, так и к бензину. Выбросы сажи, например, должны быть в два раза ниже, чем для двигателей стандарта Евро-4. Увеличен минимальный пробег автомобиля, при котором сохраняются изначальные характеристики выхлопа. Для стандарта "Евро-5" это 160 тысяч километров, а для "Евро-4" - 80 тысяч.

Также с 1 января увеличиваются акцизные ставки на легковые автомобили (за исключением авто с мощностью двигателя до 90 лошадиных сил) и на бензин пятого класса, дизельное топливо и средние дистилляты, которые используются для заправки судов. Отдельные повышенные ставки акцизов установлены в отношении легковых авто с мощностью двигателя более 200 и свыше 500 лошадиных сил. Конечно, рост акцизов приведет к росту цен на автомобили, констатирует директор информационно-аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. Однако успокаивает, что это касается лишь 8,5 процента авторынка. "При этом все эти машины уже обложены налогом на роскошь, так что повышение акцизов может лишь немного повлиять на структуру спроса", - считает эксперт.

Энергетики вне закона

Закон оставляет этому виду алкоголя только производство в целях экспорта за пределы России, и то в виде исключения. Кроме этой нормы документом запрещается перемещение по территории РФ немаркированной алкогольной продукции в объеме более 10 литров на человека. За нарушение этого требования предусматривается штраф от 3 до 5 тысяч рублей с конфискацией продукции.

Что касается энергетиков, то эффект от введения такой нормы, по сути, может быть близок к нулю, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. "Те, кто захочет придумать и изготовить алкогольный энергетик лично для себя, спокойно сможет изготовить его сам", - предполагает он. Однако эксперт признает, что запрет "уже готовых" алкогольных энергетиков серьезно снизит их потребление.

Что же до немаркированного алкоголя, то в данном случае под ним понимают не пиво, сидр, пуаре и медовуху, а алкоголь домашнего изготовления, уточняет Дробиз. "Например, не сможет человек привезти с собой в гости больше ведра самогона. Ничего страшного не произойдет", - уверен эксперт.

Кроме этих новаций федеральный закон с 1 января 2018 года расширяет список сведений, которые необходимо указывать в лицензии на розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания. Так, к уже имеющейся информации в документе будут содержаться значения координат характерных точек контура стационарного торгового объекта или стационарного объекта общественного питания.

В 2018 году среди законодательных новаций также ожидается принятие закона о виноделии и виноградарстве, рассмотрение инициативы о минимальной цене за бутылку российского вина. И если первый документ может серьезно улучшить ситуацию в российском виноделии, считает Вадим Дробиз, то второй, наоборот, - привести к снижению объемов его производства в два раза.