- Деятельность большинства предпринимателей на этих территориях осуществляется не в полном соответствии с законом, - считает министр. - Нас волнует, в первую очередь, безопасность туристов, пользующихся этим видом туристических услуг, сохранение природных богатств и соблюдение необходимых требований к перевозкам, над чем мы и будем работать совместно с коллегами из смежных ведомств.
Наибольшую обеспокоенность вызывают у чиновников Минкурортов автомобильные экскурсии по особо охраняемым природным территориям регионального значения, в частности, в Хапхальском заповеднике и к самой популярной его достопримечательности - водопаду Джур-Джур, а также на территории урочища Демерджи. Бесконтрольное их посещение на машинах с высокой проходимостью приводит к образованию колеи в диких малопосещаемых уголках природы, уничтожению травяного покрова, мхов и редких растений. А минувшим летом в начале августа под Судаком из-за перевернувшегося джипа даже разбушевался крупный лесной пожар площадью 50 гектаров: опрокинувшийся на бездорожье автомобиль воспламенился, и огонь быстро распространился на труднопроходимой горно-лесной территории. Тушить его пришлось с помощью аэромобильных сил МЧС.
Джип-туры на популярную у туристов гору Демерджи сегодня законодательством вообще не предусмотрены. Но и зимой, и летом джипперы зазывают желающих совершить поездку по красивейшим местам и полюбоваться уникальными панорамами Южного берега Крыма. Как считают официально зарегистрированные организаторы таких поездок, две трети рынка джиппинга по заповедным местам сейчас занимают нелегалы. И власти прежде всего должны сосредоточить свои усилия на борьбе с ними. После возвращения Крыма в состав России поездки на гору Демерджи, например, несколько раз то запрещались полностью, то разрешались в ограниченном режиме.
- С 2015 года по согласованию с министерством природных ресурсов действовала схема, разрешающая въезд на гору Демерджи только фирмам с официальным пакетом документов, - рассказал президент регионального спортивного клуба автомобильного туризма "Джиппинг-тур" Владимир Ткаченко. - Но нелегалов эта ситуация не устраивала, и они начали писать жалобы, сетуя на то что местные жители не могут проехать к своим домам. С середины лета 2017 года официально проезд на гору был полностью закрыт, и ситуация на сегодняшний день так и не разрешена.
Зимой шлагбаум на дороге, ведущей к заповедному плато, открыт, потому что проезд туда автомобилей просто некому контролировать. Но задача заинтересованных ведомств - до начала мая привести правила перевозки пассажиров по заповедным местам в законное русло, исключив варварское отношение к природе недобросовестных и нелегальных перевозчиков.
- Сегодня джип-туры никем не контролируются, и все понимают, что их надо легализовать, - считает Владимир Ткаченко. - Они на 100 процентов нужны и интересны туристам, потому что не все могут подняться пешком на такую высоту. К тому же такие услуги способствуют развитию туристического потенциала полуострова. В министерстве курортов РК понимают это, но пока нет понятного механизма, который позволил был контролировать деятельность организаторов автомобильных туров. Добиться этого можно только сообща, объединив усилия Минэкологии, Минкурортов и МВД.
Как заверил министр Вадим Волченко, министерство курортов и туризма РК будет работать над тем, чтобы разработанные в Минэкологии эколого-просветительские маршруты стали доступны для туристов в полном объеме.
- С нашей стороны не является целью полностью запретить популярный вид туризма, хотя это сделать проще всего, а найти механизмы поддержки тех предпринимателей, которые готовы соблюдать все требования и отвечать за безопасность своих пассажиров, - считает глава курортного ведомства. - Но чтобы привести работу даже легальных перевозчиков в законное русло, необходимо внести изменения в положение об особо охраняемых природных территориях регионального значения РК, подвести под это научное обоснование, утвердить сами автомобильные маршруты и правила передвижения по ним.
С аналогичными проблемами сталкиваются и предприниматели, предоставляющие услуги конных туров по особо охраняемым природным территориям. Большинство их них также работают нелегально, не проводят ветеринарных осмотров животных, а зачастую и варварски относятся к ним. Участники рынка экологических туров в течение месяца сформулируют свои конкретные предложения, чтобы разработать меры воздействия на нелегалов и внести изменения в положение об особо охраняемых природных территориях регионального значения РК.
Сергей Киселев, кандидат филологических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского:
- Если мы говорим об особо охраняемых территориях, то они, исходя из своего статуса, должны быть именно охраняемыми, поэтому никаких джипов - ни нелегальных, ни легальных там просто не должно быть. Чиновники в своем большинстве сидят в кабинетах и не видят, к каким последствиям для природы приводят все эти "повышающие туристическую привлекательность Крыма" поездки.
За последние лет десять на яйлах и в лесах Горного Крыма образовались десятки новых дорог, на склонах это приводит к прогрессирующей эрозии, на больших площадях буквально уничтожен растительный покров и так далее. Приходилось видеть своими глазами как в местах, где происходит воспроизводство копытных, носятся с диким треском мотоциклы, как по цветущим полянам гоняют квадроциклы, как приезжают грузовики, в кузова которых буквально снопами загружают лекарственные травы. Особенно впечатлило полное равнодушие организаторов таких поездок в отношении поведения тех "экскурсантов", которые над смертельно опасными и ничем не огороженными обрывами над ущельем Хапхал не только делают сэлфи, но и с явной угрозой для жизни скачут на краю пропасти.
Природа Крыма очень хрупкая, и она не принадлежит ни Минкурортов, ни другим ведомствам. И тем более она не принадлежит организаторам губительного для нее бизнеса. Поэтому, если наши чиновники заинтересованы в сохранении уникального своеобразия Горного Крыма, то они должны понять, что это возможно лишь при условии полного запрета использовать автомобили, квадроциклы и мотоциклы для посещения горно-лесной зоны полуострова. Если же они заинтересованы в развитии частного бизнеса за счет общенационального ресурса, то пусть выдумывают правила, которые станут лучшей ширмой для дальнейшего уничтожения природы, которая, к сожалению, не может ответить им взаимностью...