Как крупные российские города борются с пробками
Новосибирск: все дело в развязках
Новосибирск впервые вошел в число городов мира с самыми длинными пробками. Число жителей в сибирской столице с каждым годом увеличивается. По данным последней переписи, сейчас здесь проживает более полутора миллионов человек. Возможно, именно поэтому в рейтинге самых "пробочных" городов мира Новосибирск занял 46-е место. Мировой производитель навигаторов - компания TomTom - составил рейтинг на основе результатов GPS. Согласно этим данным, жители Новосибирска простаивают на дорогах 37 минут в день, в год набегает 140 часов, а это почти 6 суток. По мнению экспертов, транспортная ситуация в мегаполисе усложнилась - время в пробках увеличилось на 35 процентов.
Например, из Октябрьского района города до центра можно доехать за 20-30 минут на наземном общественном транспорте, а можно потерять в пути и 50 минут. На метро - за 20 минут. Но метрополитен из-за отсутствия средств почти не развивается.
Горожане жалуются на то, что не могут выехать из дворов, в пробках в час пик стоят сотни машин. Существующие магистрали, многие из которых строились в 50-60-х годах прошлого века, не рассчитаны на такое количество автотранспорта. Уровень автомобилизации к началу 2017 года в Новосибирске составил триста автомобилей на одну тысячу жителей. Как считает профессор, декан факультета "Бизнес-информатика" Сибирского государственного университета путей сообщения Валерий Хабаров, при уровне автомобилизации в двести машин на одну тысячу жителей уже следует вводить регуляторы, например, как это делается в крупных городах Азии.
Новые объекты, появившиеся в последние годы Бугринский мост, развязки, реконструированные и удлиненные дороги, повышают транспортную доступность горожан, но не столь существенно, как хотелось.
Председатель комиссии по транспорту Общественного экспертного совета при мэре Новосибирска Алексей Мазур отмечает, что, согласно генплану развития мегаполиса, к 2030 году в Новосибирске должны быть построены 150 многоуровневых развязок, 60 станций метро. Сейчас уже очевидно: в местном бюджете на это средств нет, и ничего из этого сделано не будет.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть убежден, что прежде всего нужно строить развязки. Их отсутствие привело к тому, что не "поехал", как ожидали, Бугринский мост.
- Сначала нужно довести этот проект до ума, организовать удобные маршруты. Я убежден: появление еще одного мостового перехода само по себе, без соответствующей инфраструктуры, не решит транспортные проблемы города, - отметил мэр.
Нижний Новгород: городу нужны выделенки
Каждый год число нижегородцев увеличивается примерно на две тысячи человек. И сейчас население города составляет 1,27 миллиона человек.
На дорогу до работы у нижегородцев в среднем уходит от 30 минут до 1,5 часа.
- По моим наблюдениям, личным транспортом в городе пользуются 40 процентов нижегородцев, - рассказал доцент кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Александр Иванов. - 35 процентов предпочитают передвигаться на маршрутных такси и автобусах, 25 процентов используют электротранспорт: метро, трамваи и троллейбусы. Причем метро занимает третью часть в этом сегменте.
По мнению ученого, Нижнему Новгороду нужно брать пример с Токио, где до 80 процентов пассажиропотока берет на себя общественный транспорт.
В приволжской столице пока остро стоит проблема организации выделенных полос движения для общественного транспорта. Во многих соседних городах выделенки для автобусов и трамваев стали привычным явлением.
Казань: разрабатывает новую маршрутную сеть
В рейтинге самых крупных городов России столица Татарстана занимает шестое место, сейчас здесь проживает 1,23 миллиона человек.
По результатам исследования НИИ автомобильного транспорта, среди российских городов Казань занимает первое место по показателям эффективности использования маршрутной сети. Средний интервал движения общественного транспорта по Казани в 1,7 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, и в 1,5 раза меньше, чем в Краснодаре.
По мнению аналитиков, количество рейсов, выполненных без опозданий, существенно превышает даже европейские стандарты. Основной пассажиропоток (74 процента) приходится на автобусы. Вторым по популярности видом транспорта является метро, немногим уступают ему троллейбусы и трамваи.
За последние несколько лет Казань существенно продвинулась в решении проблемы пробок. Благодаря Универсиаде-2013 в городе было построено большое количество развязок, дорог и подземных переходов. Кроме того, организованы выделенные полосы для общественного транспорта. Поэтому неудивительно, что Казань не попала в ТОП-100 самых "пробочных" городов мира.
Дорога на работу и обратно у горожан, пользующихся, к примеру, автобусом, в среднем занимает около 40 минут.
Но для горожан настоящей проблемой стало то, что до места приходится добираться разными видами транспорта. А все из-за того, что так была выстроена маршрутная сеть. Каждый день ездить с пересадками не просто неудобно, но и затратно.
Муниципальные власти заинтересованы в новой системе транспортного обслуживания населения. Ее подготовкой занимается московский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) - разработчик концепции по транспортному обеспечению чемпионата мира по футболу-2018. Речь идет об экономически рациональной сети, которая должна экономить деньги и время пассажирам, не оставлять в убытке перевозчиков и минимизировать бюджетные издержки.