С 15 января в Республике Крым начнется обкатка системы штрафов за нарушение правового режима в границах архитектурно-планировочных зон. Это позволит сделать утвержденный еще минувшим летом Госсоветом РК региональный закон № 409-ЗРК.
- Уже с понедельника в Ялте и Алуште начинается обкатка новых методов воздействия на застройщиков, которые не понимают, что правила застройки на территории Республики Крым определяют органы власти, а не они, - написал Аксенов в Facebook. - Владельцам всех незаконно строящихся объектов будут выписываться штрафы в размере одного миллиона рублей за каждый подтвержденный факт нарушения. Таким образом, у слишком самоуверенных в себе застройщиков есть возможность за семь дней заработать семь штрафов. Доведем жуликов до изнеможения.
Войну нелегальным застройщикам крымские власти объявляют с завидной регулярностью начиная с 2014 года, но список незаконных объектов, попавших под снос, до сих пор слишком скромен. Например, в Ялте у всех в памяти демонтированный после долгих судов торговый комплекс "Еда", портивший вид набережной.
Аксенов указывает на вину местных органов власти, которые не слишком активно добиваются в судах сноса самостроев. Например, во время ноябрьской поездки в Ялту прозвучал упрек в адрес юридической службы администрации Ялты, три четверти сотрудников которой были уволены. По словам главы РК, в 90 процентах случаев юристы просто не являлись в суды, где должны были представлять интересы мэрии.
Что касается принятого летом 2017 года закона РК "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории", то с его помощью власти надеются прекратить самовольное строительство объектов на основании решений украинского периода. Статьи 6 и 8 закона предусматривают правовой механизм для изъятия земельных участков и сноса без решения суда капитальных объектов. Решение о признании объекта самостроем будет принимать специальная межведомственная комиссия Совмина РК. А установленные Госсоветом для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штрафы за нарушение правового режима в границах архитектурно-планировочных зон находятся в диапазоне от для от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
"Изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в границах архитектурно-планировочной зоны может осуществляться в случае, если земельный участок необходим для размещения объекта федерального, регионального или местного значения, обеспечивающего реализацию государственных задач в области развития социальной инфраструктуры". Порядок таков: правообладатель сносит объекты за свой счет, а ему взамен выделяют другой земельный участок. Этот механизм власти собираются использовать для избавления площади Куйбышева от скандального известного торгового центра "Куб". Но вопрос о признании незаконным этого объекта и его возможном сносе до сих пор тормозят судебные процессы.
В конце 2017 года минстрой РК завершил инвентаризацию незаконно занятых самостроями земельных участков: с помощью квадрокоптера отснята территория площадью более 130 квадратных километров. В результате в Ялте выявлено 965 строящихся объектов, а в Алуште - 870, в Симферополе - более 2000. Только отчет о самостроях в Ялте занимает более 500 страниц. Для сноса незаконных объектов будут использоваться два механизма, предусмотренных республиканским законодательством. Если самострой находится в особой архитектурно-планировочной зоне, его владельцу может быть резко увеличена арендная плата за землю, что сделает дальнейшее возведение объекта невыгодным. А вот застройщикам, принявшим решение о добровольном сносе своих строений, по закону планируется выделить альтернативные земельные участки.
Кирилл Медведев, адвокат по земельному и градостроительному праву:
- Республиканский закон № 409-ЗРК не решит проблему сноса, и в нем есть неоднозначные нормы про инвесторов в границах архитектурно-планировочных зон. Но в части способов воздействия на застройщиков - это на сегодняшний день единственно возможный метод, так как в большинстве муниципалитетов нет правил игры, нет генеральных планов, нет правил землепользования и застройки. В таких условиях большая вероятность субъективных подходов, а иногда и расправы с кем-то из неугодных застройщиков. Но других вариантов просто нет, как нет четкой и прозрачной системы градостроительных отношений.