Чтобы понять, что за скандал сейчас происходит в Корее, надо вспомнить политическую историю страны. До сих пор ни один из лидеров Южной Кореи не закончил свою жизнь спокойно - их либо убивали, либо смещали в ходе госпереворотов, либо затем уже после окончания срока правления сажали в тюрьму по различным обвинениям.
Нынешний президент Мун Чжэ Ин в свое время был соратником Но Мун Хена. Оба принадлежат к так называемому прогрессивному лагерю, где собрались в прошлом борцы с авторитарными режимами Кореи, а сейчас политики выступают за более самостоятельную роль Кореи в международных делах и развитие сотрудничество с Пхеньяном.
Им противостоят консерваторы - наследники Пак Чжон Хи, Чон Ду Хвана, Ро Дэ У и прочих генералов, которые правили страной до начала демократизации в 1990-х гг. Они - за безусловный союз с США, жесткую политику в отношении Северной Кореи и в целом воспринимаются как защитники интересов зажиточных слоев. К консервативному лагерю принадлежат экс-президенты Ли Мен Бак и Пак Кын Хе.
Когда Но Му Хена сменил Ли Мен Бак, то вскоре против Но началось следствие, которое многие считали местью консерваторов прогрессивному лагерю. Но Му Хен в итоге покончил с собой, когда его решили допросить. Пак Кын Хе была досрочно смещена с поста в прошлом году в результате импичмента и сейчас арестована, ей предъявлены около 20 обвинений. Ли Мен Бак же несмотря на все подозрения в коррупции до сих пор смог отбить все атаки на него. Но недавно ведущая следствие по делу Пак Кын Хе прокуратура получила показания, что аналогичные схемы, когда спецслужбы Кореи передавали взятки в администрацию президента, имели место и при Ли Мен Баке. Стало очевидно, что следствие подбирается и к Ли Мен Баку, а вызов его на допрос и предъявление обвинений в коррупции - дело времени. Ряд ближайших помощников Ли уже арестованы.
Судя по поведению Ли Мен Бака, он решил, что медлить дальше нельзя и попытался перевести противостояние в открытую плоскость, в схватку между консерваторами и прогрессивным лагерем. Вчера в ходе экстренно созванной пресс-конференции Ли публично обвинил Мун Чжэ Ина в политической мести и попытке свести счеты за смерть Но Мун Хена. "Расследование прокуратуры, которое ведется под лозунгами искоренения коррупции и прошлых нарушений, многие люди рассматривают как политический заговор против консерваторов и политическую месть за смерть экс-президента Но Мун Хена", - заявил Ли, фактически обвинив нынешнее руководство во главе с Мун Чжэ Ином в стремлении свести счеты. Далее Ли Мен Бак попросил журналистов обращаться к нему по поводу всех подозрений, которые существуют в отношении него и его окружения.
Сегодня утром ряд ближайших соратников Ли, которые во времена его президентства занимали ключевые посты в администрации президента, продолжили кампанию публичных обвинений. Сразу три бывших помощника Ли дали интервью различным телевизионным каналам и радиостанциям, снова обвинив прокуратуру в политически мотивированном расследовании. Они также вспомнили покойного президента и личного друга Мун Чжэ Ина Но Мун Хена, заявив, что у них есть "файлы на Но", которые демонстрируют, что и при Но были сильные нарушения.
Нынешняя администрация президента Кореи вчера вечером отказалась комментировать де-факто обвинения со стороны Ли Мен Бака, но сегодня по этому поводу жестко высказался сам лидер Кореи Мун Чжэ Ин.
Попытки Ли представить, что адмнистрация президента дает указания прокуратуре были названы "оскорблением в адрес нашего правительства". "Ли, как человек, который ранее сам был на посту президента, своими высказываниям просто отрицает существование законного порядка и преступил политическую черту", - заявил Мун Чжэ Ин сегодня утром в ходе совещания со своими помощниками. Лидер также подчеркнул, что никто не имеет право давать указания прокуратуре, а подобные шаги - наследие прошлого, с которым как раз и идет борьба.
Сотрудник администрации президента также рассказал журналистам, что Мун Чжэ Ина особенно возмутили слова Ли о смерти Но Мун Хена. "Конечно, президент Мун и с точки зрения права и в личном плане очень сильно возмутился", - признал источник. "До этого мы многое терпели. Но наши слова о необходимости сплочения народа нельзя воспринимать как обещание, что мы будем терпеть абсолютно всё. По крайней мере несправедливость мы не будем терпеть…", - сказал чиновник. Было также подчеркнуто, что несмотря ни на что усилия по превращению Кореи в нормальную страну не прекратятся. "Мы не можем никогда прекратить усилия по демократизации нашей страны. Это постоянный процесс...", - подчеркнул он.
Таким образом, как и предсказывали многие, со сменой у власти политических сил следствие в итоге добралось и до Ли Мен Бака, которого многие подозревают в серьезных правонарушениях. Ряд экспертов отмечают, что Ли смог избежать суда только потому, что его сменила представитель того же консервативного лагеря - Пак Кын Хе, но сейчас все изменилось.
Стратегия Ли сейчас очевидна: представить себя жертвой несправедливого, политически мотивированного расследования, своего рода вендетты со стороны противников. Одновременно заметна и попытка придать всей ситуации максимальную публичность, столкнув два политических лагеря - консерваторов и прогрессивные силы, когда шумиха не даст возможность прокуратуре работать так, как она хотела.
Трудно сказать, что в итоге получится, но пока СМИ к словам Ли Мен Бака отнеслись прохладно. Как отметили журналисты, Ли, сделав свое заявление, в то же время отказался отвечать на вопросы журналистов. "Экс-президент Ли сказал, что если есть какие-то подозрения, то пусть напрямую обращаются к нему. Однако после своего заявления он отказался отвечать на вопросы репортеров и ничего не прояснил по поводу существующих подозрений, а также полученных прокуратурой доказательств. Пока мы услышали лишь жалобы на политическое преследование, но нет ответов на иные вопросы, которые уже давно возникли к нему самому", - отметил телеканал YTN. Эту точку зрения поддержали и другие СМИ, которые предрекли, что теперь можно ожидать наоборот активизации следствия, когда прокуратура постарается парировать заявления Ли Мен Бака полученными доказательствами.
Вместе с тем, очевидно и то, что в любом случае Южная Корея в политическом силе продолжает оставаться расколотой на два почти непримиримых лагеря - консерваторов и прогрессивные силы.