О необходимости сортировать отходы в регионах СФО говорят уже не первый год, однако ответа на вопрос, куда девать отработанные лампочки, батарейки, градусники и прочие далеко не безобидные для экологии предметы быта, большинство сибиряков не знает. Из двадцати опрошенных корреспондентом "РГ" омичей трое сказали, что "надо посмотреть в Интернете", двое - "поискать подходящий контейнер", двое - "сдать в цветмет", один - "отнести в ЖЭК или старшему по дому", а остальные просто пожали плечами.
На деле оказалось, что в пунктах приема цветных металлов такое добро не принимают. Подходящие контейнеры в шаговой доступности отсутствуют. Старшие по домам не наделены полномочиями брать у жильцов отходы, требующие специальной утилизации, но знают, что взносы на эти цели включены в список коммунальных платежей. Набор соответствующих адресов в Интернете весьма скуден и неточен. В частности, в компании "Чистый город" корреспонденту "РГ" сообщили, что лампы и батарейки здесь уже давно не берут. Ближайший от редакции приемный пункт и вовсе оказался закрыт.
В региональном министерстве природных ресурсов пояснили, что собирать ртутные, энергосберегающие лампы и аккумуляторы обязаны управляющие компании. В одной из них контейнера я так и не нашла, в другой сообщили, что вот-вот купят.
С батарейками немного проще, поскольку к их сбору в последнее время активно подключились общественные и бюджетные организации. Контейнеры стоят в министерствах, ведомствах, вузах, школах, музеях и даже в детсадах. Всего я насчитала шесть десятков адресов, распределенных по территории города крайне неравномерно. Чуть больше сорока аналогичных пунктов организовано в районах Омской области. В десятках муниципалитетов они попросту отсутствуют. Так что ситуация далека от идеала.
Бизнес в данной сфере в последнее время не проявляет особой активности.
Процесс сбора использованных батареек становится слишком затратным из-за изменившихся требований к утилизации опасных отходов. Предпринимателям, которые взялись было за это дело в благотворительных целях, теперь данная затея может влететь в копеечку.
- Считайте сами, - говорит ведущий бухгалтер сетевого магазина Ирина Карташова. - Лицензия на сбор отходов стоит около трех тысяч рублей. Плюс двадцать-тридцать тысяч придется выложить за санитарно-эпидемиологическое заключение для каждого пункта приема. Еще в шесть-десять тысяч обойдется обучение персонала. Плюс покупка специальных контейнеров. В общей сложности только на организацию одной точки приема батареек придется выложить не менее сорока тысяч рублей.
По словам предпринимателей, чтобы привлечь бизнес, нужны экономические - например, налоговые - стимулы.
Изменить ситуацию могли бы управляющие компании, установив специальные контейнеры для сбора опасных отходов в жилых домах. Однако и здесь все упирается в деньги. "Контейнер стоит шесть-семь тысяч рублей. Утилизация одной ртутной лампочки обойдется в десять рублей, а килограмма батареек - 180. Еще одна загвоздка - посторонние лица не должны иметь доступа к контейнеру. То есть для него требуется отдельное помещение, а также работник, уполномоченный принимать отходы от населения и несущий ответственность за их безопасность. А это тоже дополнительные расходы", - по-ясняют управдомы.
Вот и получается, что самое простое - выкинуть никому не нужный хлам в мусоропровод. И многие омичи именно так и поступают. Между тем аккумуляторы, градусники, энергосберегающие и люминесцентные лампочки могут нанести существенный урон живой природе и здоровью людей. Только одна щелочная батарейка способна отравить ядовитыми металлами два десятка квадратных метров почвы. Разлагаться в земле она будет более века, отравляя грунтовые воды, озера и реки. А расхлебывать все это придется и нам, и нашим потомкам.
Подобное происходит не только в Омской области.
- Сейчас в стране из 25 тысяч тонн отработанных за год элементов питания перерабатывается только три процента. Остальное везут на полигоны, - поясняет руководитель профильного сервиса компании "Мегаполисресурс" Алена Юзефович. - Между тем в идеале батарейка должна возвращаться в экономику или в том же самом виде, или в виде другого продукта, но ни в коем случае не оседать на свалках. Тем более что сырье, получаемое после рециклинга (железо, графит, сульфаты цинка и марганца), можно использовать не только для создания новых элементов питания, но и в других отраслях, даже в фармацевтике и косметологии.
Стоит добавить, что "Мегаполисресурс", расположенный в Челябинской области, - единственное в стране предприятие, которое занимается переработкой батареек. Для сравнения: в Германии в этой сфере задействовано сорок заводов. Тем не менее о создании таких предприятий в Сибири речи не идет. Омичи, например, нацелены только на проектное создание сортировочных станций, а там видно будет.
По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, для того чтобы реально наладить раздельный сбор мусора, регионам потребуется не менее десяти лет. Одна из главных задач - выработать потребность к этому у населения.
Один из способов - ввести соответствующий курс в начальной школе, чтобы нынешние первоклассники к выпуску приобрели экологическое мышление. В Японии этот метод начали использовать еще три десятка лет назад и преуспели. В этой стране уже не понимают, как можно бросать разные отходы в один ящик.
Между тем
Согласно законодательству, все регионы должны наладить систему раздельного сбора мусора с 1 января 2019 года. К этому времени будут определены региональные операторы, приняты комплексные программы. Начиная с нынешнего года введен запрет на захоронение лома, отходов металлов, термометров, ртутных ламп. С 2019-го запретят отправлять на полигоны пластик, бумагу, картон, полиэтилен, стеклянную тару, а также покрышки. С 2020 года - электробытовые приборы и батарейки. Со временем перечень будет расширен.