Почему на Ставрополье пострадавшие от паводка до сих пор ждут выплат

Семья Востриковых, пострадавшая от разрушительного паводка, до сих пор не может получить компенсации. Чиновники по-прежнему обещают "никого не оставить в беде", а между тем с момента событий майского наводнения прошло уже восемь месяцев.

Об истории этой семьи мы уже рассказывали ("Потоп не по закону", "РГ-Неделя от 30 ноября 2017 г.). Напомним, Востриковы (супруг Александр, его жена Любовь и их сын Кирилл) оказались в числе тех, в чье домовладение зашла большая вода. Живут они в частном доме в садоводческом товариществе "Заречное", что в селе Левокумка Минераловодского городского округа. Оно вплотную прилегает к реке Куме, и когда вода стала подниматься, первый удар на себя приняли именно дачные участки.

Многие дома здесь используются не только для отдыха в летнее время. Несколько десятков семей живут в них постоянно. И хотя у людей нет другого жилья, по бумагам эти постройки числятся нежилыми.

Еще во время майского паводка представители разных ведомств уверяли, что все пострадавшие, вне зависимости от юридического статуса их жилья, получат выплаты.

- По упрощенной схеме вам помогут оформить документы для суда, который подтвердит факт вашего постоянного проживания для включения в списки пострадавших и получения помощи, - звучали тогда обещания чиновников.

Но для некоторых граждан эти заверения так и остались словами. Ни единовременной выплаты в 10 тысяч рублей, ни компенсации за утраченное имущество в 50 тысяч рублей Востриковы и некоторые другие семьи до сих пор не получили, хотя исправно обращались в администрацию Минераловодского городского округа и Минераловодский городской суд. В обеих инстанциях им отказали.

Муниципальные власти заявили, что в администрации округа при всем желании не могли включить такую категорию граждан в списки на выплаты, так как это будет прямым нарушением законодательства. Списки пострадавших от паводка проходят несколько инстанций, в том числе Минфин и Счетную палату, где, мол, возникнут вопросы к их работе. И якобы тогда местные чиновники "подставят себя, но так и не помогут".

Тем не менее в конце прошлого года у Востриковых и десятка других семей вновь появилась надежда. В правительстве Ставропольского края обратили внимание на проблему подтопленцев, которые проживали в садовых домиках во время паводка. Там заверили, что те, кто не получил компенсации, могут рассчитывать на отдельные выплаты из бюджета региона.

"Продав свой дом с землей, мы подставляем людей: ведь когда-нибудь вода вновь сюда придет"

Эта тема затрагивалась и на состоявшейся в минувший понедельник пресс-конференции главы Ставрополья Владимира Владимирова. Губернатор, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", сказал, что "помощь нужно подождать еще немного". И в настоящее время чиновники работают над механизмами ее предоставления.

- Мы приняли закон и людям, которые вообще ничего не получили, выплачиваем по 100 тысяч рублей. По всем территориям их около 100 семей. Я могу одно сказать - никого не оставим один на один с этой проблемой, - отметил губернатор.
В свою очередь Кирилл Востриков сообщил, что ими и вправду после газетной публикации заинтересовались местные власти. Даже пригласили к себе, чтобы сверить данные. Правда, на этом все и закончилось.

- Отца вызывали в местное отделение МЧС. Попросили захватить с собой документы. Там уточнили данные о жилье и банковские реквизиты. Было это в декабре 2017 года. После этого никто не звонил, а деньги на счет так и не поступили, - с сожалением говорит Кирилл.

А вот в окружном муниципалитете, к которому относится село Левокумка, о подобных выплатах не слышали и подобной работой, как выяснилось, не занимаются. Общение с такими гражданами закончилось на этапе, когда юристы администрации помогали им обратиться в суд. Увы, ни один иск не был удовлетворен.

Корреспонденту "РГ" в муниципалитете пояснили, что "нельзя взять и составить список людей, которым хочется дать денег. Для этого нужно вводить новые понятия в закон".

- По законодательству государство не может устанавливать меры поддержки для отдельной группы лиц. Нужно проработать новую категорию граждан со своими критериями, в отношении которой предусматривается определенная мера поддержки. Возможно, туда войдут и те, кто помощь не получал и у кого помещения нежилые, - пояснил юридические тонкости руководитель правового управления администрации Минераловодского городского округа Дмитрий Горбачев.

Он также добавил, что подобные поправки в краевое законодательство если и примут, то с большой осторожностью. Ведь они будут распространяться и на все последующие чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на территории региона. Поэтому следует здраво оценивать возможности бюджета Ставрополья.

...Печальным событиям прошлого мая скоро исполнится год. И средства, которые должны были помочь жителям в трудную минуту, если и придут, то с большим запозданием.

Семья Востриковых видит единственный выход из сложившейся ситуации - при первой же возможности избавиться от земельного участка и дома на берегу Кумы и обзавестись новым жильем. Они уже и участок земли купили неподалеку. Правда, пока только в кредит. В нынешнем доме как-то нужно жить, и все имеющиеся средства идут на то, чтобы восстановить жилье от наводнения.

- Вот только дело в том, что, продавая кому-то свой дом с землей, мы также подставляем людей. Когда-нибудь вода вновь сюда придет. И вся история повторится снова. Все также появятся те, кто будет отбивать пороги судов, требовать положенных компенсаций. Надеюсь, тогда уже нас среди них не будет. На наш век хватило двух наводнений, - вздыхает Кирилл.

Не ждите выплат?

Ставропольцам отказывают не только в выплатах за потерянное имущество, но и в выдаче государственных жилищных сертификатов. Из-за паводка комиссия признала аварийными около 600 домов. Однако до сих пор ГЖС получили только 392 семьи. Остальные заявления находятся в суде.

Оказывается, нормативный срок получения сертификата - 390 дней. За это время заявка проходит согласование в пяти федеральных министерствах, причем в три из которых поступает дважды... Учитывая тот факт, что люди остались без жилья, власти края смогли сократить эту процедуру до 120 дней.

Тем не менее любая неточность - повод вернуть документы назад. Тогда вся процедура повторяется заново.

А 39 семьям и вовсе отказали в ГЖС. Причины две: часть домов значится нежилыми еще со времен наводнения 2002 года. Кроме того, в столице якобы не могут разобраться с долевой собственностью. В Москве же утверждают, что документация оформлена с нарушениями.

Краевые чиновники вновь заявляют, что не оставят людей в беде, и предлагают дождаться судебных решений.

Опережая стихию

На Ставрополье появится специальная гидрологическая геоинформационная система (гидро-ГИС). Ее специалисты будут следить за ситуацией на водоемах края и прогнозировать паводки. Поможет она и в оповещении жителей об угрозе наводнения.

- Работа по созданию в крае гидро-ГИС уже началась. С помощью этой системы - а она будет связана с уже действующими гидропостами - можно будет заранее предвидеть время наступления паводка, предсказывать, какие территории окажутся подтопленными, возможный ущерб от стихии. А также - какие силы необходимо привлекать для противопаводковых работ, - рассказал на встрече с журналистами министр природных ресурсов и охраны окружающей среды края Андрей Хлопянов.

Планируется, что систему введут в работу в 2019 году. В ведомстве уже приступили к разработке технического задания. К первому марта оно должно быть готово. А к концу 2018-го планируется определить подрядчика, который займется созданием гидро- ГИС.

Параллельно с этим в регионе в течение года проанализируют существующую базу водоемов. Последняя подобная инспекция была в 2012 году. Согласно полученным данным, на Ставрополье расположено 1970 различных водоемов.

- Если тогда была цель - выявить лишь их количество, то сейчас важно установить собственника и целесообразность существования конкретного объекта. Бывает, что главы районов пишут нам о том, что какой-то водоем уже не нужен поселению - ни для мелиорации, ни для технического водоснабжения и так далее, - отметил Хлопянов.

На эту работу и создание гидрологической геоинформационной системы планируется направить около восьми миллионов рублей.