Определены "виновные" в смертности на дорогах
Стратегия оперирует такими понятиями, как "социальный риск" и "транспортный риск". Транспортный риск - это число погибших в авариях на 10 тысяч транспортных средств. Социальный риск - это число погибших в ДТП на 100 тысяч населения. Это новый инструмент для выявления болевых точек. Если в городе с населением более миллиона человек погибает 100, это проблема. А если 100 человек погибает в городе с населением 10 тысяч человек, это катастрофа.
Именно социальный риск установлен в качестве промежуточной цели. И достичь эту промежуточную цель - 4 погибших на 100 тысяч населения - до 2024 года будет непросто.
В документе анализируется состояние безопасности на дорогах за прошедшее десятилетие. Из чего уже можно выбрать точки приложения сил.
Так, например, количество погибших в пьяных авариях в 2016 году увеличилось на 78,8 процента по сравнению с показателями 2007 года. Из-за нарушений правил водителями со стажем управления до двух лет в 2016 году произошло каждое 13-е ДТП с пострадавшими. Начиная с 2013 года растет количество аварий, произошедших по вине водителей транспорта, принадлежащего юридическим лицам.
Более 40 процентов погибших пешеходов люди в возрасте. От 55 и старше. Ежегодно растет количество наездов на пешеходов на переходах. За 10 лет оно выросло в два раза. А что с детским травматизмом? Две трети погибших в ДТП несовершеннолетних - это дети-пассажиры. То есть дети погибают не под колесами плохих водителей, а в салонах автомобилей и автобусов.
Если смотреть по местам совершения ДТП, то наибольшее их количество, как ни странно, происходит не в городах-миллионниках, а в городах с численностью жителей от 250 тысяч до 999,9 тысячи человек.
Почти в каждом втором ДТП регистрируются недостатки улично-дорожной сети. И это уже точка приложения сил для владельцев дорог.
Перечислять проблемы можно долго. Но как с ними бороться? Стратегия ставит планы по изменению поведения водителей и пешеходов так, чтобы соблюдение правил стало бы безусловной нормой. Также она предусматривает повышение защищенности от ДТП и их последствий прежде всего детей и пешеходов.
Еще одно условие - совершенствование улично-дорожной сети, включая развитие организации дорожного движения. Также предусмотрено совершенствование механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении. То есть речь идет о контроле за техническим состоянием транспорта, а также о подготовке водителей.
Необходимо, с точки зрения Стратегии, совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения, а также развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП.
Стратегия учитывает риски и угрозы. Среди них неконтролируемый рост автомобилизации населения и углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети. А также значительное количество транспорта, не отвечающего требованиям безопасности. На сегодняшний день половина машин эксплуатируется более 10 лет.
Не последнюю роль в угрозах безопасности играет снижение среднего возраста водителей. Ухудшает положение и отсутствие действенных механизмов контроля технического состояния транспортных средств. Также необходимо совершенствовать систему допуска водителей к участию в дорожном движении, а именно подготовку водителей, экзамены и медицинские критерии.
Еще одна угроза - это недооценка роли средств массовой информации в формировании законопослушного поведения.
Стратегию планируется реализовать в два этапа. Первый этап, переходный, рассчитан на 2018 - 2020 годы. Второй - 2021 - 2024 годы.
МВД совместно с заинтересованными органами должно в течение 6 месяцев разработать и внести в правительство проект плана мероприятий по реализации Стратегии.