Легковой автомобиль в Новосибирске в среднем эксплуатируется двенадцать лет и семь месяцев, в Омске - тринадцать лет, в Красноярске тринадцать лет и один месяц. Для сравнения: в Республике Татарстан средний возраст автомашины составляет семь с половиной лет, в стране - десять лет. Такие данные приводит специализированный портал Авто.ру по результатам мониторинга парка подержанных машин в минувшем году.
Спрос на автомобили в СФО отличается от европейской части России. Самыми популярными у сибиряков традиционно остаются изделия японского автопрома, на втором месте - отечественного. В Новосибирске и Красноярске каждой четвертой машиной, купленной на вторичном рынке, становится Toyota, каждой девятой - "Лада".
По словам специалистов, эта тенденция связана с насыщением рынка японскими автомобилями в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Из Владивостока в Сибирь доступные по цене праворульные машины шли целыми составами. С введением жестких таможенных правил покупать "японцев" на аукционах и дальневосточных рынках стало невыгодно, и ручеек иссяк. Тем не менее, выполненные на высоком качественном уровне, они до сих пор ездят по сибирским дорогам и даже могут дать фору новинкам из Страны восходящего солнца.
- Современный маркетинг нацелен на увеличение объемов продаж. Поэтому выпускать долговечную технику стало невыгодно. Покатался лет пять, и отправляй машину на свалку, взамен приобретая новую. Даже японские производители следуют такому принципу, и машины премиум-класса сегодня уступают по качеству своим предшественникам, - пояснил корреспонденту "РГ" ведущий специалист крупного омского СТО Евгений Мордвинов. - Поэтому опытные автомобилисты не сбрасывают со счетов старые машины, стараясь регулярным ремонтом продлить их работоспособность.
Знатоки автосервиса утверждают, что средний возраст сибирского автопарка может быть гораздо моложе, чем утверждает статистика.
- В девяностые годы прошлого века в Сибирь везли огромное количество так называемых конструкторов. Это были практически новые узлы. А чтобы их можно было за копейки растаможить, намеренно старили. В Красноярске и Новосибирске специально под сборку машин из таких комплектующих создавали СТО и очень быстро поставили это дело на поток, - пояснил мастер новосибирского таксопарка Егор Петренко. - У меня самого такой автомобиль. По документам он 1986 года выпуска, а по сути - 2001-го.
Феномен популярности "Лады", уступающей по качеству иномаркам, - в другом.
"Она уникальна в плане ремонта, с которым при помощи инструкции по эксплуатации может справиться любой мало-мальски соображающий автолюбитель. А цена на запчасти и их ассортимент позволяют до бесконечности совершенствовать и обновлять "Ладу" без особого ущерба для семейного бюджета", - поясняют завсегдатаи городских авторынков.
От покупки новых машин сибиряков удерживает дорожающая эксплуатация, а также жесткие условия кредитования, заставляющие существенно переплачивать по процентам.
Кстати
В целом в 2017 году в РФ объем рынка легковых автомобилей с пробегом составил 5,3 миллиона единиц, что на 2,1 процента больше, чем годом ранее. Предыдущие пять лет демонстрировали отрицательную динамику продаж.