25.01.2018 00:21
    Поделиться

    Виноваты ли соцсети в агрессии?

    Случай в Улан-Удэ, когда школьник поджег школу и напал на учеников с топором, вероятно, связан с закрытыми группами в соцсетях, считает полпред президента в Сибирском округе Сергей Меняйло. "Интернет такая штука, что ограничить общение мы не можем, - заявил он РИА Новости. - Мы помним тему "Синий кит" и все остальные. Один сайт закрывается, а другой открывается. Поэтому самое главное - понять мотивы... Я не сомневаюсь нисколько, но это следствие покажет, что есть организаторы всего этого".

    Но как считает заведующий научной лабораторией "Социология образования и науки" ВШЭ Даниил Александров, не всегда агрессия в школе связана с соцсетями. "Вконтакте" сообщила СМИ: подростки из Бурятии за последний год или два перестали пользоваться соцсетями, - говорит он. - Это соответствует моим ожиданиям, и вывод тут обратный. Если бы они были в соцсетях, то они изливали бы свои обиды там и, может, не пошли бы на преступление. А выход из соцсетей означал, что они вошли в крайнюю фазу конфликта со сверстниками. Когда подросток выпадает из соцсетей, это может быть признаком того, что он находится на грани самоубийства или преступления". По его мнению, агрессии подросток учится в семье или у сверстников. Кроме того, сейчас изменилась концентрация "трудных" подростков по школам. "В 1985 году специализированных школ в Москве и Ленинграде было не больше 15%, сейчас их примерно 60%, - рассказал Даниил Александров. - Детей с трудной семейной ситуацией и плохой учебой из этих 60% вытеснили. Раньше они были распределены по школам более равномерно, а теперь они сконцентрированы в малом числе школ".

    Кто спасал

    Учителя помогают первыми

    Учительница 4 "Б" класса пермской школы N127 Наталья Шагулина получила самые тяжелые травмы во время нападения в школе в Перми - более 15 ножевых ранений. Она пыталась защитить детей, заслоняла их собой и первой приняла удар на себя.

    Как вспоминают очевидцы произошедшего, шел обычный урок труда: учитeльницa Haтaлья Bacильeвнa Шaгулинa дaлa зaдaниe и, cидя зa cвoим cтoлoм, нaблюдaлa, кaк шкoльники eгo дeлaют. Вдруг в клacc вoшли двa бoльшиx пapня, в темных очках и масках. B pукax у кaждoгo был нoж. Наталья Шагулина не ушла из класса, а сделала все, чтобы обеспечить максимальную безопасность детей. Она набросилась на нападавшего, пытаясь его оттолкнуть от детей.

    В школе Наталья Васильевна проработала более 25 лет. Ее любят и ученики, и родители. Как только в больнице, после многочасовой операции, она пришла в себя, ее первый вопрос был: "Как мои детки?"

    Сейчас женщина переведена из реанимации в обычную палату - ее жизни ничего не угрожает.

    Она будет награждена медалью "За отвагу".

    Подростки, напавшие на школу, вскоре предстанут перед судом. На время расследования один из обвиняемых отправлен в СИЗО. Второй также был выписан из больницы и в ближайшее время будет отправлен в изолятор.

    В подмосковной Ивантеевке в школе N1 в сентябре 2017 года также учительница встала первой на защиту своих учеников и получила самые серьезные ранения. Учитель информатики, тридцатидевятилетняя Любовь Калмыкова, получила удар по голове от девятиклассника.

    Инструкция

    Что говорить детям?

    Несколько школьников и в Перми, и в Улан-Удэ также пытались обезвредить агрессоров. Но правильно ли это? Универсального рецепта нет - советовать в такой ситуации что-либо очень сложно. Но лезть на нож без специальной подготовки не стоит, считают эксперты.

    "Демонстрировать геройство при полном отсутствии к этому способностей не лучший выход из этой ситуации, - рассказал "РГ" социолог Даниил Александров. - Это подобно тому, как советовать человеку спасать другого, если он не умеет плавать. Если вы не готовы каким-то решительным маневром остановить человека с ножом, то, может быть, лучше этого не делать".

    Поделиться