01.02.2018 20:02
    Поделиться

    Алексей Шалашов: Москва признана одним из мировых музыкальных центров

    В кассах Московской филармонии в первые дни февраля ажиотаж: начинается продажа абонементов на следующий сезон. В афише на выбор 248 абонементных программ: более 700 концертов в девяти концертных залах. .О том, какие события ожидают публику в следующем сезоне, о тенденциях в филармонической жизни столицы и российских городов, рассказал генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов.

    В этом году 1 февраля стартовала продажа абонементов не только в Москве, но и в других филармониях России. В чем необходимость такой координации и такого раннего старта?

    Алексей Шалашов: У нас уже был подобный опыт в прошлом году, но не все российские филармонии оказались тогда готовы. На этот раз в акции участвуют 18 российских филармоний - от Новосибирска и Кузбасса до Крыма, а это значит, что в России создается единое концертное пространство. Наш опыт показал, что ранний выход абонементов серьезно влияет на их продажу и на расширение аудитории. Московская же филармония давно так действует еще и потому, что серьезно интегрирована в мировой концертный процесс и должна формировать абонементы параллельно с европейскими залами. В противном случае нам придется пользоваться "остатками" времени у ведущих музыкантов мира. Однако самое главное заключается в том, что в последние годы увеличивается спрос на абонементы, а не на отдельные концерты. Это означает, что в стране вновь формируется постоянная филармоническая аудитория. 250 тысяч абонементов, запущенных в продажу, - это очень большая цифра.

    А в кассы Московской филармонии все еще выстраиваются многочасовые очереди или ситуация изменилась?

    Алексей Шалашов: Сейчас все больше людей покупают абонементы через Интернет, и таких очередей, как 5 лет назад, уже нет. Кассы работают до 22 часов, практически до последнего посетителя. Безусловно, заказывать билеты онлайн удобнее, но бывает, что в первые часы продажи происходит до ста тысяч (!) запросов одновременно. В любом случае, абонементы покупать выгоднее: даже на самые звездные концерты билет в абонементе может стоить 300 рублей, а разовый - в несколько раз дороже.

    Филармонический абонемент № 1 - дневные субботние концерты с трансляцией из Концертного зала Чайковского в регионы. Как развивается этот проект?

    Алексей Шалашов: Это очень успешный проект. Наши концерты в режиме онлайн смотрят во всех российских регионах, включая Дальний Восток. Многие филармонии развивают сети виртуальных залов, и регионы вкладывают в это значительные средства. Решаются сразу несколько задач - приобщение людей к классической музыке, популяризация собственных филармоний и исполнителей. Люди из глубинки потом приезжают в региональные центры, чтобы послушать живые концерты. Сегодня в стране действуют уже более 300 виртуальных залов. На нашем сайте выложен каталог видеозаписей Всероссийского виртуального зала. Мы составляли его последние 6 лет. По каталогу выбирается концерт, расклеиваются афиши, и люди приходят на этот концерт, причем совершенно бесплатно. В маленьких городах это могут быть залы библиотек, где собирается 20-30 человек, а в Севастополе, например, зал на 500-600 человек. По сути, в стране случилась настоящая культурная революция в области доступа к классической музыке.

    Глядя на абонементную афишу, создается впечатление, что сегодня треть работы филармонии - образовательно-просветительская: 60 детских абонементов - Сказки с оркестром, спектакли, концерты, филармонические "классы". Такого не было даже в советские времена?

    Алексей Шалашов: Детские концерты - это старая традиция филармонии. И многие наши слушатели вспоминают, как приходили когда-то на концерты с Жанной Дозорцевой, Светланой Виноградовой. У нас программы ведут Артем Варгафтик, Павел Любимцев и многие другие. А Сказки с оркестром читают замечательные артисты. Мы прекрасно понимаем, что восприятие детей сейчас иное, чем 30-50 лет назад, поэтому постоянно ищем новые формы, жанры таких программ. В Филармонии-2 на юго-западе у нас появился специальный зал, куда родители могут приводить детей уже от года до трех лет.

    Афиши двух филармоний почти не отличаются. Но что, выбирая, публика может найти для себя нового в Филармонии-2?

    Алексей Шалашов: Там выступают те же исполнители, что и в Концертном зале Чайковского. Но для тех, кто там живет, это хорошая возможность не ехать в центр, не тратить силы и время на дорогу. В афише Филармонии-2 - Михаил Плетнев, Николай Луганский, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, оркестры под управлением Юрия Башмета, Владимира Спивакова, многие другие известные коллективы и солисты. У нас появился там и новый абонемент - "Органные вечера. Бах" - весной мы откроем орган в зале Рахманинова.

    Репертуарный тренд Московской филармонии - музыка барокко, настолько востребованная, что в следующем году вы запускаете уже несколько таких абонементов?

    Алексей Шалашов: Это действительно так, и я сам люблю барочную музыку. Сошлюсь на Уильяма Кристи, специалиста по барокко, руководителя французского ансамбля Les Arts Florissants, выступавшего у нас: он говорит, что на самом деле пласт музыки барокко не меньше, а во много раз больше, чем пласт симфонической, оперной музыки, которую мы обычно слушаем. Но в области искусства нет прогресса: античное искусство, искусство Возрождения - не ниже, чем искусство XVIII, XIX, XX века, и старая музыка также художественно значима. Мы запустили три барочных абонемента. Марк Минковски привезет свой знаменитый коллектив "Музыканты Лувра", Юлия Лежнева и контратенор Макс Эмануэль Ценчич будут петь в опере "Германик в Германии" Николы Порпоры, не звучавшей у нас никогда.

    В Филармонии-2 появился зал, куда можно приводить детей от года до трех лет

    Если же говорить о чем-то новом в нашей афише, то впервые мы решились представить цикл всех бетховенских сонат в исполнении Рудольфа Бухбиндера. Он исполнит в течение двух сезонов в зале Чайковского все 32 сонаты Бетховена. То, что мы решились на такой проект в полуторатысячном Концертном зале имени Чайковского, это знак развития московской аудитории. В этом году будет больше абонементов пианистов - в том числе таких мировых звезд, как Пьер-Лоран Эмар, Марк-Андре Амлен, Лейф Ове Андснес. Запланированы сольные выступления Михаила Плетнева. Его недавние концерты в Филармонии-2 напомнили нам всем, что такое Плетнев и где он стоит среди пианистов.

    Кроме звезд, в абонементах есть молодые музыканты, известные по Конкурсу Чайковского: сольные концерты Даниила Трифонова, Люки Дебарга, Дмитрия Маслеева, Александра Рамма, Юрия Фаворина и других. По сути, их продвижение - спецпроект филармонии?

    Алексей Шалашов: Это отдельная и очень большая тема. Молодежь выступает у нас уже не только в циклах - "Молодые таланты", "Звезды XXI века", но и в именных абонементах симфонических оркестров. Мы активно продвигаем их и считаем это очень важной задачей, потому что по-прежнему существует острая проблема оттока молодых музыкантов из страны. Ситуацию с солистами нам удалось переломить только потому, что мы дали им возможность участвовать в концертной жизни - и не только Москвы, но и всей России. Что касается абонементов, то сегодня у нас представлены практически все музыкальные силы Москвы - более 40 оркестров и различных коллективов, 600 - 700 солистов, широчайший репертуарный спектр - от барокко до современной музыки. Концерты наши доступны в трансляции во всем мире, и мы получаем статистику о просмотрах. Факт, но Москва сегодня признана одним из мировых музыкальных центров - и это наша общая со слушателями заслуга.

    Поделиться