01.02.2018 19:04
    Поделиться

    Сибирские торговые сети переформатируют бизнес

    Федеральные торговые сети продолжают активную экспансию на сибирский рынок, поглощая или вытесняя локальных игроков. Однако крупные региональные ретейлеры не хотят сдавать позиции и переформатируют бизнес.

    Компания "Холидей" выставила на продажу более 150 своих супер- и гипермаркетов общей площадью более 300 тысяч квадратных метров в Омске, Томске, Кемерове, Новосибирске и других городах. О желании приобрести магазины уже заявило руководство федеральных сетей "Магнит", "Лента" и компании X5 Retail Group ("Пятерочка"). Общая выручка от продажи может составить порядка 700 миллионов долларов.

    Регионы Сибири - лакомый кусок для розничных продуктовых сетей, так как рынок ретейла в европейской части страны уже поделен: по данным Союза независимых сетей России, в одиннадцати локациях не осталось ни одного значимого местного игрока. Поэтому сибирские регионы весьма привлекательны для федеральных компаний, перешедших в агрессивное наступление на местные магазины формата "у дома".

    Впрочем, наиболее крупные сибирские торговые сети не намерены уступать конкурентам. В борьбе за покупателей региональные ретейлеры переходят на новые бизнес-модели. В современных условиях прежние программы лояльности не работают. Еще несколько лет назад посетителей привлекали в магазины скидками, собственной продукцией и отделами свежей выпечки. Теперь же предприниматели конкурируют не за цену и качество, а за время клиентов.

    - Модели потребительского поведения стремительно меняются, - подчеркивает генеральный директор консалтинговой компании IDEM Екатерина Гресс. - Акценты смещаются в сторону поколения миллениалов, у которых другие ценности. Выигрывает тот, кто экономит время клиента и обслуживает его максимально быстро.

    Одна из крупнейших в Сибирском регионе торговых компаний - алтайская сеть "Мария-Ра", входящая в первую десятку продовольственных сетей России, - начала долгосрочную реконструкцию своих магазинов. Покупателям предлагают бесплатный Wi-Fi, зарядные станции для мобильных телефонов, микроволновые печи в торговых залах, чтобы разогреть еду, и автоматы с дешевым кофе. Руководство торговой сети заявило о том, что намерено ориентироваться на дополнительные сервисы для покупателей. Например, в этом году пенсионеры могут прямо в супермаркетах получить консультации врачей, а дети - посетить развивающие занятия с педагогами.

    Томская сеть "Ярче", владеющая более чем 450 супермаркетами в Сибири и Московской области, также активно внедряет новые услуги - ее сотрудники организуют экскурсии на собственное производство продуктов, предоставляют площадки для блогеров, регулярно публикуют видеорецепты и общаются с потребителями в социальных сетях. Региональные магазины все чаще предлагают покупателям онлайн-сервисы и доставку продуктов на дом, что выгодно отличает их от федеральных сетей. Локальные игроки сибирского рынка также осваивают сегменты рынка, где их конкуренты не способны работать в силу своей специфики.

    - Мы открыли 65 магазинов в районных центрах Алтайского края, Омской, Новосибирской, Тюменской и других областей, - рассказал корреспонденту "РГ" один из собственников омской розничной сети Виктор Шкуренко. - Работаем в формате микрогипермаркетов. Активно расширяем непродовольственную линейку. В наших магазинах можно приобрести не только продукты, но и текстиль, одежду и даже холодильники, телевизоры и другую бытовую технику. Намерены стать "Лентой" и "Ашаном" для сельских жителей.

    Вслед за моделью потребительского поведения меняется и формат торговой недвижимости. В Сибири начинают появляться life-style-центры, фудмаркеты, эко-лавки и другие "магазины в магазинах". Эксперты признают, что именно региональные торговые сети становятся драйверами для внедрения современных технологий.

    Поделиться