Регионы ПФО расширили поставки халяльной продукции на экспорт

Термин "халяль" уже давно вышел за рамки понятия разрешенных для мусульман продуктов питания. Сегодня так вполне можно назвать отдельную сферу экономики, охватывающую предприятия пищевой и легкой промышленности, производство парфюмерии и косметики, медицинские услуги, финансы, образование, туризм.

По оценке председателя комитета по стандарту халяль при Духовном управлении мусульман (ДУМ) Татарстана Марата Низамова, эта индустрия ежегодно растет на 10-15 процентов. В том, какое место она занимает в экономике регионов ПФО, решили разобраться корреспонденты "РГ".

Ценник оправдан?

Изначально халяль - это все то, что разрешено и допустимо в исламе. Но теперь соответствующая маркировка на товарах или дверях заведений сферы услуг позиционируется как определенный уровень качества.

- Эта продукция сейчас не несет в себе только религиозное содержание. Она направлена на то, чтобы сохранить здоровье человека, не только духовное, но и физическое. "Мы то, что мы едим" - эта присказка известна сотни лет. В большей степени это здоровый образ жизни. Если речь о пище, то она чистая, здоровая, без компонентов, заменяющих натуральные. Если говорить об услугах, то можно быть уверенным, что они выполняются по определенным нормам, без попытки схалтурить, обмануть клиента, - уверяет Марат Низамов.

Спрос на продукцию и услуги халяль, отмечает собеседник "РГ", увеличивается год от года. Отчасти это продиктовано ростом мусульманского населения, внимание на такие товары обращают и другие потребители. Не влияет даже более высокая стоимость.

- Грубо говоря, в колбасе с этикеткой "халяль" больше мяса. Этим и объясняется повышенная себестоимость. У производителей возникают дополнительные затраты на технологические процессы, исключение из состава дешевых ингредиентов. Но я бы не сказал, что продукция существенно дороже, разница с обычными товарами небольшая, - пояснил Низамов.

В настоящее время в реестре Комитета по стандарту халяль Татарстана зарегистрировано 120 предприятий, работающих в разных сферах. Их суммарный оборот оценивается в миллиарды рублей, но точной статистики нет, как не ведется ее и в рамках страны.

- Одна из птицефабрик недавно представила в комитет отчет, согласно которому она в 2017 году реализовала халяльной продукции на 500 миллионов рублей, рост составил 17,7 процента, - привел пример Марат Назимов.

Примечательно, что этот рынок осваивают бизнесмены не только в мусульманских регионах Поволжья. К примеру, крупнейший в стране производитель индейки (более 60 тысяч тонн мяса в год), расположенный в Пензенской области.

- Убой и переработка птицы, оборудования и помещения комплекса соответствуют требованиям халяль. Ежегодно предприятие проходит аудит Международного центра сертификации халяль. В 2017 году завод единственный в России получил сертификат ESMA, дающий право поставки халяльной продукции на территорию Объединенных Арабских Эмиратов, - говорит директор по маркетингу предприятия Дарья Лащенко.

По итогам 2017 года доля продаж халяльной продукции у них составила порядка десяти процентов от общего объема, и спрос продолжает расти. Следует отметить, что ряд потребителей, не соблюдающих в повседневной жизни требования халяль, отдают предпочтение данному виду продукции, считая его гарантированно безопасным и более качественным.

- Мы регулярно получаем обратную связь от наших покупателей с просьбой расширить линейку халяльной продукции в группе рубленых полуфабрикатов или маринадов, - уточнила Дарья Лащенко.

Птица для заграницы

Несмотря на высокий спрос, внутренний рынок все же органичен. По данным комитета по стандарту халяль Татарстана, в прошлом году в регионе был зафиксирован даже переизбыток куриного мяса. А потому местные производители пытаются организовать экспорт. Определенные успехи уже есть. В нескольких странах Ближнего Востока представлены кондитерские изделия казанских фабрик. Интерес проявляют также Малайзия и Индонезия. Но, чтобы поставлять мясо, необходимо пройти аккредитацию и сертификацию по стандартам государств-импортеров. Процесс долгий и дорогостоящий, однако в республике уверены, что в этом году его удастся завершить.

Пензенские производители индейки первую партию продукции весом 3,2 тонны отправили в ОАЭ в марте прошлого года. Это ветчина и деликатесы из мяса птицы. Вторая партия уже составила семь тонн полуфабрикатов широкого ассортимента. Были поставки в страны Африки и те же ОАЭ у предприятий Марий Эл.

В том же направлении работают и предприятия Республики Башкортостан (РБ), но пока они не смогли сертифицировать продукцию маркой халяль по международным стандартам.

- Мы провели переговоры с Турцией, ОАЭ и ведем с Малайзией. Они желают, чтобы их представители вместе с нами проверили предприятия, претендующие на поставку своей продукции за границу под знаком "Халяль". Мы, конечно, готовы на такое сотрудничество, - пояснил "РГ" советник президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РБ Тимур Шангареев.

При этом, как отмечают в организации, рынок халяльной продукции перенасыщен, и здесь придется на равных конкурировать с другими поставщиками. Конечно, регион мог бы стать первыми в экспорте меда, но для этого необходимо заниматься продвижением, ведь об уникальной башкирской пчеле, увы, знают далеко не все. У ТПП РБ по этому поводу есть бизнес-план, насколько он окажется удачным - покажет время. За рубежом уже сегодня существует спрос на башкирскую говядину, однако в республике ее производится так мало, что хватает лишь для внутреннего потребления.

Гостеприимство по канонам

Получившая недавно право на выдачу сертификатов продукции халяль ТПП РБ решила подтолкнуть предпринимателей к созданию еще и туристических услуг, способных удовлетворить гостей из мусульманских стран.

- После волнений, связанных с мигрантами-мусульманами, поток туристов из Арабских Эмиратов, Малайзии, стран Ближнего Востока в Европу уменьшился. Они ищут для отдыха новые маршруты. Тут самое время предложить им нашу республику, где развитая система санаториев, красивая природа и есть интересные для мусульман места. Но для этого нам кроме магазинов и кафе нужны гостиницы, парикмахерские, финансовые и иные учреждения марки халяль, - говорит советник президента ТПП РБ Тимур Шангареев.

Палата уже начала работу в данном направлении с некоторыми гостиницами Уфы. Сейчас в них оборудуют специальные номера, где будут содержаться указатели направления на Киблу, экземпляр Корана, коврик для намаза и кувшин для омовения. Для клиентов организуют халяльное питание и возможность во время поста совершить утренний (до восхода солнца) и вечерний (после захода солнца) прием пищи.

- Обычно мусульмане из ОАЭ или Саудовской Аравии путешествуют большими семьями. И это люди не бедные, готовые потратить деньги на отдых. Заинтересованность с той стороны мы уже видим, с нашей надеемся также найти отклик. Технически организовать это несложно, главное - подобрать и обучить персонал, который понимал бы специфику халяльных услуг, - говорит Шангареев.

В том же направлении мыслят и в Татарстане. В ближайшем будущем на территории республики появятся гостиничные комплексы, работающие по стандарту халяль, и даже отдельный "туристический халяльный кластер", включающий базы отдыха, интересные маршруты. Причем идея этого направления основана именно на наличии обращений со стороны потенциальных клиентов.

Кстати

В Татарстане халяльным животным вживят электронные чипы. Для этого комитетом по стандарту халяль будет сертифицирован уже действующий в республике проект. Животному в младенческом возрасте вводят под кожу чип, с помощью которого фиксируются все сведения о его выращивании. К слову, это одно из требований Всемирной торговой организации. "Покупатель сможет навести свой смартфон на специальный код на продукте и получить информацию, в каких условиях содержалось животное, как проведен убой, как мясо хранилось и перевозилось", - пояснили в комитете.

Комментарий

Анатолий Тихонов, руководитель Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС:

- Мировой рынок халяльных продуктов растет стремительно - его оборот увеличился с 500 миллиардов долларов в 2009 году до 2,3 триллиона в 2015-м. В 2020 году, по прогнозам, он достигнет 2,6 триллиона долларов. В России халяльная продукция занимает от 20 до 30 процентов всего рынка продуктов питания. К сожалению, официальной статистики не ведется, поэтому имеющиеся оценки дают большой разброс - в диапазоне от 1,5 до 3 триллионов рублей.

Как правило, халяльная продукция дороже нехаляльной (по некоторым позициям - на 30-40 процентов), поскольку считается более сложной в производстве и более качественной. Отмечу также, что есть определенные ниши, не занятые отечественными компаниями, например продукты глубокой переработки (халяльные куриные наггетсы или бургеры), иные полуфабрикаты, детское питание, деликатесы, специи и соусы, медикаменты.

Таким же бизнесом, как и само производство халяль-продукции, стала выдача халяль-сертификатов - занятие весьма прибыльное. При этом в некоторых регионах маркировка халяль используется в чисто маркетинговых целях. Чтобы не допустить дискредитации и контролировать стандарты производства, транспортировки, хранения и торговли данной продукцией, при духовных управлениях мусульман стали создаваться специальные центры сертификации. Однако это не спасает положение, поскольку у производителей нет ответственности за использование марки халяль, и многие недобросовестные участники рынка вводят потребителей в заблуждение.