По словам главы комитета Александра Головина, соглашение "необходимо для безопасности пассажиров и гарантий качественного обслуживания". Однако эксперты сомневаются, что подобные меры окажут какое-либо положительное влияние на рынок извоза в Петербурге. Более того, некоторые считают документ противоречащим федеральному законодательству.
Суть договора проста: сервис передает информацию о местонахождении такси - свободного или занятого, номер разрешения и госномер машины, номер водительского удостоверения и условия оплаты.
На первый взгляд начинание выглядит здравой попыткой как-то вернуть в русло законных отношений многочисленные агрегаторы, существующие порой на полулегальном положении. Как рассказал "РГ" руководитель Объединения пассажирских перевозчиков "Петербургское такси" Александр Холодов, Смольный разослал предложения заключить аналогичные договоры и другим сервисам, но откликнулся пока только один.
Действительно, жалобы на агрегаторы давно исчисляются тысячами. Но все окупается простотой заказа - достаточно просто зайти в мобильное приложение и сделать пару кликов. Так, может, и пора уже ввести более строгий контроль?
- Одно соглашение с отдельно взятой компанией на рынке никак не отразится. Подобных агрегаторов в городе огромное количество, и пока все они не подпишут такие же соглашения, никакого эффекта не будет, - отметил Холодов. - Странно, что никого не беспокоит один момент - этот договор противоречит федеральному закону о защите персональных данных, и здесь уже вопрос к Роскомнадзору. Проблема в том, что наши городские власти для регулирования работы такси применяют исключительно кнут, совсем забывая о прянике. Единственная льгота у перевозчиков - возможность использования выделенной полосы для общественного транспорта. Между тем есть масса способов стимулировать развитие легального рынка такси - например, разрешить льготный лизинг.
Еще одна странность - в тексте соглашения совершенно не прописаны санкции за несоблюдение договора. Если сервис не предоставит информацию о машинах, ему ничего за это не будет. Поэтому говорить о последствиях подписания документа просто бессмысленно.
- Кроме того, соглашение касается машин, но не самих водителей. А ведь качество обслуживания в первую очередь зависит именно от человека, сидящего за рулем, - говорит PR-менеджер перевозчика "ТаксовичкоФ" Елена Голикова. - Контролировать работу онлайн-агрегаторов крайне сложно. Это же фактически IT-компании, не обладающие собственным автопарком. а каждый водитель, по сути, индивидуальный предприниматель.
Кстати
В преддверии ЧМ по футболу ФИФА предъявила предельно строгие требования к петербургским такси. По этой причине такие массовые сервисы, как UBER или GetTaxi, могут оказаться недоступны в дни матчей. По словам экспертов, не исключено, что накануне ЧМ в городе может появиться новый неизвестный перевозчик, единственный, отвечающий всем требованиям чиновников.