Это заявление наделало едва ли не больше шума, чем роскошный во всех смыслах концерт Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Но благодаря негодующей реплике примадонны все задумались, какова истинная цена возможности услышать выступление оперной звезды.
Здесь надо оговориться, что речь идет именно о концертном формате, который всегда становится еще и светским праздником, а не об оперных спектаклях, привлекающих прежде всего ценителей серьезного искусства.
Если же говорить о финансовой стороне вопроса, у каждого солиста свой уровень гонорара, но каким бы именитым ни был певец, никогда эта сумма не будет кратно превышать заработок менее знаменитых исполнителей тех же партий, занятых в одной постановке. Таковы этические правила в европейских и американских театрах, которые, правда, зиждутся не только на профессиональной солидарности, но и на мощном, "охранительном надзоре" театральных профсоюзов, способных и представление сорвать запросто, чтобы цели своей добиться.
Поэтому единственная возможность "капитализировать" свое имя у оперных мегазвезд - это в перерывах между спектаклями отправляться в коммерческие концертные туры. Их основу, быть может того не подозревая, заложило шоу "Трех теноров" летом 1990 года. Тогда Паваротти, Доминго и Каррерас впервые выступили в Риме в Термах Каракаллы в момент проведения футбольного мундиаля. Кстати, этим летом также во время чемпионата мира в Москве на Красной площади даст концерт Пласидо Доминго. И спустя десятилетия механизм работает безотказно.
Но данный формат выступлений - open-air, стадионы и концертные залы любого масштаба в любой точке планеты, и, естественно, за эксклюзивные гонорары, - доступен оперным певцам только из касты абсолютно великих. Их единицы. Это уже упомянутые испанец Пласидо Доминго и каталонец Хосе Каррерас, который выступит в Москве в конце сентября. Хотя их вокальный расцвет пришелся на вторую половину ХХ века, но и сегодня они в топе самых востребованных, а потому и высокооплачиваемых концертных артистов, ибо их медийная узнаваемость абсолютна.
И еще это три тенора, являющиеся законодателями современной оперной моды, - немец Йонас Кауфман, франко-итальянец Роберто Аланья, перуанец Хуан Диего Флорес. И, конечно, наша Анна Нетребко, от красоты, харизмы и уникального голоса которой сходит с ума весь мир.
Не только Анна, но и все поименованные певцы неоднократно бывали с концертами в России. И каждый раз с ценами творился подобный беспредел: если даже официальная стоимость билетов была адекватной, то явно не без помощи представителей организаторов они тут же оказывались у перекупщиков, которые традиционно чувствуют себя очень свободно, не опасаясь каких-либо "контрольных закупок" со стороны правоохранителей.
Какова же природа такого абсурдного "ценообразования" в России? Поймав хоть на мгновение "золотую рыбку", наши промоутеры будто хотят одним махом заработать на всю оставшуюся жизнь. Правда, тут справедливости ради надо заметить, что те, кто привозит в Россию зарубежных звезд, редко контракты заключают с ними напрямую. Чаще это происходит через цепочку посредников. Но в любом случае, если речь идет об афишном выступлении мегаисполнителя, то расходы на рекламу мизерные, да и спонсоров на подобный проект найти легче, так как своего артиста в концертном туре всегда с удовольствием поддержит и глобальный бренд, с которым у него эксклюзивный рекламный контракт, и мощная звукозаписывающая компания, с коей артиста связывают серьезные профессиональные отношения.
Поэтому все разговоры об убыточности таких проектов - от лукавого. И доказательством тому то обстоятельство, что билетные цены на концерт Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова в мае этого года в Лондоне, что организует то же агентство, что и их нашумевшее выступление в Москве, в три раза ниже. И это при том, что жизнь в столице Туманного Альбиона многократно дороже.
И Анна Нетребко в ультимативной форме заступилась за свою публику! Кажется, она единственная, кто ныне замечен в таком порыве. Этим она, бесспорно, завоевала еще тысячи сердец поклонников.