Ответственность за погром взяли на себя группировка С14 (анаграмма украинского слова "сечь") и запрещенный в России "Правый сектор". Боевики - около трех десятков, взломали двери во все кабинеты, используя дисковую пилу, разгромили выставку, посвященную Федору Шаляпину, исписали стены антироссийскими лозунгами, в том числе призывами убивать русских, растоптали российский флаг.
Против людей, находившихся в тот момент в здании, физическое насилие не применялось, хотя соответствующие угрозы звучали, в том числе в адрес детей возрастом от 5 до 15 лет, - их вывели из здания, осыпая оскорблениями. Погром проходил под наблюдением полиции и при полном ее непротивлении боевикам. Защитником погромщиков при этом выступал депутат парламента, заместитель главы фракции Радикальной партии и близкий друг ее лидера Ляшко Андрей Лозовой. "Полиция оперативно среагировала, приехала. Они активно не вмешивались в развитие событий и не препятствовали нанесению материального ущерба", - так описал поведение правоохранителей глава киевского филиала Россотрудничества Константин Воробьев. По его словам, полиция ограничилась устным предупреждением погромщикам и пообещала "другой разговор" при повторении погрома.
В том, что российская дипломатическая собственность будет вновь атакована, у украинских силовиков, судя по всему, сомнений нет. Не случайно сразу после нападения полиция разорвала договор об охране здания Российского культурного центра "в связи с форс-мажорными обстоятельствами". Уже утром в воскресенье его офис остался без охраны.
Особенность нынешнего нападения на здание Россотрудничества, а за четыре года объектом нацистских выходок оно становилось не один раз, в том, что погром был заранее анонсирован. Еще три дня назад лидер конкурирующей с С14 и запрещенной в России организации ОУН Николай Кохановский объявил о намерении разгромить российский культурный центр, однако планировал это сделать в воскресенье, сразу после антипрезидентского марша, организованного сторонниками выдворенного из Украины Саакашвили.
Причем о готовящемся нападении еще в четверг группа украинских общественных деятелей, журналистов и представителей искусства предупредила президента Порошенко и мэра Кличко открытым письмом. Однако, судя по отсутствию реакции этих государственных мужей, они благосклонно взирают на конкуренцию в среде неонацистов за право первыми напасть на считающееся российской территорией здание.
В ответ на погром посольство России на Украине направило главе МИД страны Павлу Климкину ноту протеста. "Призываем украинские власти дать соответствующие правовые оценки действиям радикалов, привлечь зачинщиков и участников погрома к ответственности, а также принять исчерпывающие и действенные меры по недопущению подобных акций в будущем", - говорится в документе.
В свою очередь официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила о подготовке обращения в ОБСЕ. По словам постоянного представителя России при ОБСЕ Александра Лукашевича, командой к действию для погромщиков стали слова Петра Порошенко, произнесенные на конференции по безопасности в Мюнхене, о всеобщем запрете российского флага.
Примечательно также, что члены украинского представительства ОБСЕ воочию наблюдали результаты погрома, прибыв в здание вместе с полицией, однако официальной оценки произошедшего от этой организации пока не последовало. Никак не прокомментировали произошедшее и в администрации президента Порошенко, прекрасно знавшего о планах неонацистов.
Более того, есть все основания полагать, что погром случился по его непосредственному заказу: дело в том, что главарь С14 Евгений Карась не так давно признал, что группировка действует под контролем Службы безопасности Украины и в том числе выполняет "специфические" задания главной украинской спецслужбы.