18.02.2018 19:23
Поделиться

Парикмахерской пришлось сменить название из-за ЧМ-2018

Удмуртcкое управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) потребовало у владелицы парикмахерской FiFa в Ижевске сменить название. Его посчитали схожим с аббревиатурой международной федерации футбола FIFA, а, значит, парикмахерская якобы имела определенное преимущество на рынке, рассказала "РГ" начальник отдела контроля рекламы управления ФАС в регионе Татьяна Семенова.

- Использование индивидуальным предпринимателем в наименовании обозначений FIFA и FiFa противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создает преимущество при оказании парикмахерских услуг на территории Ижевска, поскольку вызывает ложное впечатление о причастности данного лица к FIFА и могло причинить убытки конкурентам, - говорится в решении ведомства.

Под символикой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года понимается флаг, логотип, гимн, девиз FIFA

В отношении предпринимателя возбудили дело. Однако претензии антимонопольщиков хозяйке парикмахерской показались странными. Заведение работает с 2010 года, и за это время замечаний она не получала:

- Изначально название было FiFa, то есть девушка, а клиенты-мужчины постоянно спрашивали, почему не FIFA. Мяч мы пририсовали туда только потому, что женщины при виде нашего названия понимали одно, а мужчины - другое.

- Когда ко мне пришли антимонопольщики, я у них сразу спросила: почему мы столько лет работаем, а претензии возникли только сейчас. Они мне ответили, что не знали о нашем существовании, - поделилась подробностями хозяйка парикмахерской Марина Сергеева. Нашумевшую вывеску она сняла, визитки поменяла на новые, сайт заблокировала и сейчас думает о новом названии для своей парикмахерской.

Сложившуюся ситуацию в УФАС по Удмуртии объяснили тем, что ранее никаких заявлений, жалоб на название парикмахерской к ним не поступало, а шансы найти ее случайно, как это получилось в этом году при объезде города, все-таки очень малы. При этом они добавили, что проблемы с подобным названием могут возникнуть и у тех, кто напишет FIFA русскими буквами.

- Есть такой сайт ais-agency.ru - это организация, которая представляет интересы FIFA в России. На этом сайте содержится перечень всех товарных знаков, принадлежащих компании. Так вот: наименование FIFA, как по-русски, так и по-английски, является зарегистрированным товарным знаком. Если будет такое установлено, направляется запрос представителям ФИФА в России, и они дают оценку: будет ли это являться нарушением их имущественных прав. В любом случае все это решается комиссией с учетов всех обстоятельств дела, - пояснила Татьяна Семенова.

Официально

Наименование FIFA (ФИФА) как на русском, так и на английском языке, относится к официальной символике и охраняется авторским правом и антимонопольным законодательством. Несанкционированное использование символики влечет за собой последствия для предпринимателей, поскольку признается недобросовестной конкуренцией. Использование символики FIFA создает иллюзию причастности продавца к FIFA и спортивному мероприятию и дает ему тем самым необоснованное преимущество.

"В компетенции ФАС России защита имущественных прав FIFA и пресечение неправомерного использования символики мероприятий чемпионата мира FIFA 2018. В случае выявления фактов использования обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA, лицами, не имеющими на то правовых оснований, применяются меры, предусмотренные положениями закона 108-ФЗ и закона о защите конкуренции", - сообщили "РГ" в ФАС России.

Товарный знак FIFA зарегистрирован по классу 41 МКТУ, то есть он имеет правовую защиту в таких областях, как образование, развлечения, организация спортивных и культурных мероприятий, говорит Юрий Зайцев, партнер юридической компании SILA International Lawyers. Фирменное наименование Международной федерации футбола FIFA широко распространено во всем мире уже более сотни лет. "Регистрация оригинального торгового знака в России была проведена после начала работы парикмахерской. Тем не менее с точки зрения антимонопольного законодательства факт использования настолько известного фирменного наименования является прямым нарушением прав непосредственного правообладателя - Международной федерации футбола, выражающийся в использовании в своих собственных целях репутации и международной признанности FIFA", - пояснил "РГ" Георгий Вяткин, руководитель отдела интеллектуальной собственности юридической фирмы "Интеллектуальный капитал".

Действия УФАС по Удмуртской Рреспублике законны. Название парикмахерской FiFa сходно до степени смешения с наименованием Международной федерации футбола FIFA, утверждает Юлия Семенова, старший юрист CAF Group: "Кроме того, на вывеске был изображен футбольный мяч, при этом владелец парикмахерской не заключал каких-либо сделок с FIFA, то есть никаких правовых оснований для использования этого товарного знака он не имел. Вот если бы на вывеске было размещено наименование "ФиФи" и был изображен не футбольный мяч, а "расфуфыренная красотка", то действия УФАС можно было бы обоснованно оспорить . В этом случае можно было бы вполне успешно обыграть то, что предприниматель использует для продвижения своих услуг совершенно другой образ, не связанный с футболом". Тот факт, что основание для привлечения к ответственности появилось после 2013 года, тогда как вывеска размещена в 2010 году, не имеет значения. После принятия закона владелец парикмахерской обязан был устранить нарушение.

Подготовила Елена Березина

Между тем

Нежелательные, а то и неприличные созвучия в вывесках и рекламе российских предпринимателей не впервые привлекают внимание контролирующих органов. Два года назад "подозрительное" название омской фирмы возмутило сотрудников налоговой инспекции. Представители регионального управления ФНС обратились в суд, потребовав изменить название компании "VI Рулеток" (сокращенно "VIP"). Претензии две: во-первых, название читается как известная англоязычная аббревиатура, а во-вторых, в названии российских предприятий можно использовать только русскую транскрипцию. Бизнесмены решили не доводить дело до суда и перерегистрировали фирму, иск был отозван.

В год проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи управление антимонопольной службы по Кемеровской области уличило в недобросовестной конкуренции собственников гостиничного комплекса "Олимпик Плаза". За то, что в названии гостиницы без разрешения Международного олимпийского комитета и в адресе ее сайта использовалось слово, связанное с олимпийскими играми, фирму оштрафовали на 150 тысяч рублей. И название отеля, построенного, к слову, в форме олимпийских колец, пришлось сменить на "Олимп Плаза". Доводы владельца о том, что проект строительства утвердили за два года до выхода закона об олимпийской символике, не помогли. В итоге компания была вынуждена нести затраты еще и на замену всех внутренних вывесок, халатов, шампуней и полотенец, несущих запрещенную символику.

Всего в Кузбассе было рассмотрено пять подобных дел, фигурантов четырех из которых признали недобросовестными конкурентами. Среди них оказались крупная энергетическая компания, научный центр и владельцы торгово-развлекательного центра, украсившие его фасад баннером: "Спорт, зима, Кузбасс - олимпийский год для нас!" А пиццерию, разместившую у входа рекламу с изображением пиццы в виде пяти олимпийских колец и обещанием подарков покупателям, привлекли к ответственности за недостоверную рекламу.

Антимонопольная служба по Волгоградской области выдала предупреждение коммерческой организации "Бюро технических инноваций" за недобросовестную конкуренцию. Дело в том, что эта компания в своей работе использовала аббревиатуру "БТИ", что вводило клиентов в заблуждение. Ведь БТИ - это государственная и муниципальная организация технической инвентаризации.

Освобождение от повинности согласовывать макеты вывесок с властями привело к целой череде административных дел. В погоне за клиентом предприниматели зачастую забывают о приличиях. К примеру, на одной из кальянных в Магнитогорске появилась вывеска: "ЯБ ВДУЛ. Smoky Place". А магазин разливного пива назвали "Бухен ХауЗ".

С каждым подобным инцидентом приходится разбираться специалистам Челябинского УФАС, которые проводят интерактивные опросы среди горожан и выясняют, присутствуют ли в подобных названиях элементы рекламы и не увидели ли в них люди чего-нибудь скабрезного и оскорбительного для общественной морали. Пока большинство опрошенных возражает против такого креатива.

Подготовили Светлана Сибина (Омск), Елена Мелихова (Волгоград), Михаил Пинкус (Челябинск), Юлия Потапова (Кемерово)