19.02.2018 17:34
Рубрика: ПДД

Больше двух не врезаться

Минфин хочет поправить закон об ОСАГО
Министерство финансов предложило отменить уже действующую поправку в закон об ОСАГО. Речь идет об обязанности автовладельца в случае аварии без пострадавших обращаться в свою страховую компанию, независимо от того, сколько машин участвовало в ДТП.
 Фото: Алексей Даничев / РИА Новости  Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Напомним, что эта поправка была принята одновременно с другой, которая ввела натуральное возмещение ущерба. То есть приоритет направления на ремонт над выплатой ущерба деньгами. Она вступила в силу через полгода, в сентябре прошлого года. То есть уже более четырех месяцев это правило действует.

До сентября 2017-го к своему страховщику автовладелец должен был обращаться за компенсацией ущерба только в том случае, если в дорожно-транспортном происшествии участвовали два автомобиля, застрахованных по ОСАГО.

Страховщики яростно возражали против такого нововведения. Их аргументы вполне понятны. Одна из довольно частых аварий на дорогах - так называемый "паровозик". Он может случиться потому, что одна машина врезалась в другую, а следом в эту группу врезалось еще несколько машин. Такое происходит, когда один водитель не заметил, что впереди все стоят, и врезался в крайнюю машину, собрав всех стоящих впереди.

Зачастую даже ГИБДД сложно определить, как все произошло и кто виноват. Стоит ли разделить такой "паровозик" на две, а то и три аварии или считать это одним ДТП. А уж разобраться во всей этой истории страховщику - гораздо сложнее. Между тем именно ему предстоит принять главное решение: отправить своего клиента на ремонт или отказать ему в этом.

Непонятно, почему именно сейчас минфин вспомнил об этой действующей норме и предложил ее отменить. Однако в материалах, которые министерство направило экспертам и ведомствам, говорится, что "распространение прямого возмещения убытков на ДТП с более чем двумя транспортными средствами искажает суть страхования гражданской ответственности, в большей степени приближая этот вид страхования к добровольному страхованию каско". Все нормы закона об ОСАГО, регулирующие положения о прямом возмещении ущерба, взаиморасчеты между страховщиками, порядок осуществления компенсационных выплат установлены в законе об ОСАГО для одного страховщика, одного потерпевшего и одного виновника, отмечается в материалах.

Зачастую даже ГИБДД сложно определить, кто "чист", а кто виноват в ДТП

Впрочем, применение упрощенного порядка получения выплат даже в самых сложных авариях минфин не исключает. Но в далекой перспективе. Тогда и европротокол можно будет распространить на аварии с большим количеством машин, но без пострадавших. Как сообщил журналистам замминистра финансов Алексей Моисеев, "мы за либерализацию рынка ОСАГО, и в конечном итоге надо прийти к тому, чтобы европротокол оформлялся всегда, когда нет ущерба здоровью". Сейчас, напомнил он, европротокол возможен, если в ДТП нет пострадавших и в нем участвовали только два автомобиля.

Российский союз автостраховщиков поддержал идею отмены прямого возмещения ущерба для аварий с участием более чем двух автомобилей. Такая система затруднительна для процесса урегулирования убытка, отметили в РСА. Лучше многосторонние сложные убытки рассматривать в компании виновника, куда стекается вся информация.

Какие перспективы у нового предложения минфина, пока сказать сложно. Ведь для его реализации потребуется отменить действующую норму только что вступившего в силу закона. А быстро это не сделаешь.