Российский автопром не сможет сохранить темпы роста прошлого года

Российскому авторынку этот год не принесет особых успехов, темпы роста замедлятся, считает большинство участников Форума автобизнеса ForAuto. Прибавить удастся не более 5-10 процентов. Но в этом нет никакой трагедии, считают эксперты.

В прошлом году показатели роста были зафиксированы на отметке 12 процентов, выходит, что рынок может замедлиться практически в два раза. "К 51 проценту тех, кто оценивает рост в 5-10 процентов, еще чуть более 22 процентов считают, что позитивная динамика не превысит 5 процентов", - констатировал директор агентства "Автостат" Сергей Целиков, добавив, что это умеренный оптимизм.

"Однако за счет чего мы будем расти-то?" - задал он вопрос аудитории. Большинство участников форума предположили, что больше всего поможет отложенный спрос, таких набрался 31 процент. Средний возраст машин в России сегодня 12,5 лет, именно их хозяева будут настроены на смену авто. К тому же в 2018 году в пятилетний возраст вступают машины, купленные в 2012-2013 годах, когда объемы реализации новых авто были максимальными. К этому сроку заканчивается продленная гарантия, и многие из владельцев начнут рассматривать вопросы смены автомобиля.

На втором месте среди факторов роста - маркетинговые акции дистрибьюторов и производителей, об этом заявили 22 процента участников автофорума. Но конечную цифру все равно будет определять уровень доходов потенциальных покупателей автомобилей, в этом уверены 23 процента.

Что в этой ситуации делать дилерам и производству?

Прежде всего понять, что снижение темпов роста - не катастрофа, и смириться с тем, что без мер господдержки сегодня рынок существовать не может, уверен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

"Средства на имеющиеся сейчас программы "Семейный автомобиль" и "Первый автомобиль" закончатся к марту, приблизительно до середины года рынок будет находиться в подвешенном состоянии с точки зрения динамики. А с осени, если поддержка со стороны государства в том или ином виде не возобновится, может и уйти в минус", - считает эксперт. На этом фоне уже несколько лет на рынке идет переформатирование деятельности дилеров, напоминает Сергей Удалов.

"Они стараются получать доход не на продажах новых машин, а на сервисе, реализации б/у авто и сопутствующих финансовых услугах - реализации в кредит, trade-in. Я вижу в этой тенденции план долгосрочного развития рынка как минимум на три-четыре ближайших года, а может быть, и на более далекую перспективу", - считает эксперт.

Статистика

Какие авто остались в цене

На Форуме автобизнеса был представлен рейтинг остаточной стоимости автомобиля, сделанный на основе анализа более чем 2500 марок, моделей и модификаций новых машин.

Если останавливаться на представителях самых популярных и массовых в России классов - В (малый) и SUV-B (малый кроссовер), то в первой категории выиграл Hyundai Solaris. Купленную три года назад такую машину сегодня можно продать в среднем за 89,9 процента от первоначальной стоимости. На втором месте - Renault Sandero, на третьем - Skoda Rapid.

Во втором сегменте, который представляли наиболее массовые и недорогие кроссоверы, первое место по выгодности покупки и продажи через три года занял Renault Duster, его продажная цена составляет через три года 93,5 процента от стоимости приобретения. На втором месте - LADA 4X4, на третьем - Ford Ecosport.