"Секретное досье": необязательный приквел "Всей президентской рати"
Сам формат изображения Никсона Спилбергом характерен: издалека, сквозь окно в Белом доме, виден узнаваемый силуэт человека, сердито гавкающего в трубку, приказывая наказать и проучить неугодных ему журналистов. Гавкающий стоит к нам спиной - так зрителю легче представить на его месте другого обитателя Овального кабинета, на которого Спилберг самым явным образом намекает.
А рассердили журналисты главу государства в начале семидесятых всерьез: опубликовали секретные бумаги Пентагона о Вьетнамской войне, компрометирующие как самого Никсона, так и его предшественников. По ним (внезапно!) выходило, что воюют американцы в далекой азиатской стране не по правилам, не жалея ни своих, ни чужих, да и вообще зря. А единственной причиной продолжать кровавую кампанию остается нежелание руководителей страны прослыть идиотами, угробившими огромное количество людей, не говоря уже о ресурсах, непонятно на что.
Публичное документальное подтверждение этих фактов - не сказать, что вне контекста таких уж негаданных - должно было оказать (и оказало) на американское общество мощное воздействие, так что администрация Никсона отчаянно пыталась этого не допустить. Сначала почти удалось - первым публикаторам, авторитетной газете The New York Times, заткнули рот решением суда. Но тут откуда ни возьмись из-под самого носа столичных чиновников выскакивает относительно скромная The Washington Post и под шумок заваривает такую кашу, с которой верховному цензору справиться уже не удается.
Руководит изданием немолодая светская львица Кэй Грэм (Мерил Стрип), которой и предстоит сделать судьбоносный выбор: сохранить становящиеся все более зыбкими связи с сильными мира сего и остаться в уютном омуте информационного застоя или превратиться в Прометея национального масштаба, не побоявшегося пойти наперекор влиятельнейшим людям планеты, а заодно - в героиню всех угнетенных домохозяек, олицетворенных женой главного редактора (Сара Полсон), показав своим примером, что иногда смелости одной женщины достаточно, чтобы перевернуть мир.
Пафос отважного поступка Грэм несколько снижается тем, что газета находится в плачевном состоянии. Так что внезапный, взявшийся буквально из ниоткуда шанс прогреметь на всю планету и тем самым спасти фамильный бизнес - ничуть не менее важный фактор, повлиявший на ее решимость, чем стремление раскрыть согражданам глаза, выполнив гражданский и профессиональный долг. Попрекать героиню Стрип, впрочем, этим никто не собирается, ведь именно в этой возможности совмещать приятное с полезным Спилберг, как и авторы других картин аналогичного содержания, и видят залог превосходства американской демократии - той самой, которую так и не удалось привить на неблагодарной вьетнамской почве - над любой другой формой человеческого сосуществования.
Фильм снимался в экспресс-режиме (к тому же совсем недавно, напомним, Спилберг работал над фантастикой "Первому игроку приготовиться"), так что некоторой повествовательной несбалансированности и довольно грубо расставленным акцентам (в этом "Секретное досье" заметно проигрывает и "Шпионскому мосту" - сказывается отсутствие Коэнов), пожалуй, удивляться не стоит. Добро здесь так спешит победить засевшее на верхушке власти зло, что даже возможная кульминация - суд, фиксирующий беспрецедентный триумф справедливости - остается за кадром и заменятся коротким комментарием и телефонным звонком с оповещением о свершившемся правосудии.
Все это, конечно, не мешает новой картине голливудского мэтра быть куда более увлекательной, чем современные соседи по жанру, вроде позапрошлогоднего победителя "Оскара" "В центре внимания" (даром что в написании сценария к обеим лентам принимал участие Джон Сингер). Да и с таким сумасшедшим актерским составом - помимо упомянутых Стрип и Полсон, своей игрой радуют Том Хэнкс, Боб Оденкерк, Джесси Племонс, Кэрри Кун, Майкл Стулбарг и многие другие - фильм просто не может не производить впечатления.
Ради них, по большей части, и приходится мириться с навязчиво-оптимистичной нравоучительностью, достигающей апогея в короткой финальной сцене. Она окончательно превращает "Секретное досье" в эффектный, но, как это часто бывает, совсем не обязательный "приквел" "Всей президентской рати" Алана Пакулы, сказавшей все важное на эту тему еще в 1976 году.
3