Медведев призвал готовиться к усилению конкуренции в автопроме
Глава правительства провел совещание, на котором обсуждался проект стратегии развития российской автомобильной промышленности до 2025 года. Как и во всей экономике, кризис негативно отразился на рынке продаж новых машин. Только в прошлом году, заметил премьер, спад удалось наконец-то остановить: сказался эффект отложенного спроса, многие решили обновить свой парк. По итогам года на российских предприятиях было произведено почти на 20 процентов больше машин, чем годом раньше. Рост отмечен по всем без исключения сегментам, начиная от легкового транспорта и заканчивая автобусами.
Конечно, не обошлось без обстоятельной поддержки со стороны государства. Самые значительные привилегии получили те автопроизводители, которые занимались локализацией выпуска непосредственно в России. "Доля автомобилей, которые собраны в нашей стране, в общем объеме продаж систематически растет, - констатировал Медведев. - В среднем по отрасли она достигла уже почти 86 процентов". Увеличивается экспорт, и не только автомобилей, но и автокомпонентов.
- То есть позитивная динамика есть, - заключил глава правительства, - но чтобы рынок вернулся к лучшим показателям, нужны дополнительные усилия и время. Нужно следить за ситуацией, в случае необходимости принимать взвешенные решения по поддержке отрасли.
Причем значение имеет не только количество - объемы продаж, - но и качество, на что и ориентирована новая стратегия, над которой работали министерство промышленности и торговли и министерство экономического развития.
"Первое. Для развития такой страны, как Россия, нужен доступный по цене и хороший по качеству транспорт, адаптированный под наши дороги, под наши климатические условия. Это возможно только при расширении внутреннего производства и повышении его локализации", - заявил премьер-министр. Ту долю, что произведенные в стране автомобили занимают на рынке, необходимо как минимум удержать, отметил он. Не в последнюю очередь достижение связано с уходом с рынка ряда автомобильных марок, что ослабило конкуренцию. Но они могут и вернуться, предупредил премьер, призвав быть готовыми к усилению конкуренции. "Для этого необходимо повышать привлекательность самой российской юрисдикции для бизнеса, стимулировать привлечение инвестиций в производство комплектующих, чтобы у автопрома формировалась своя база местных поставщиков и появился долгосрочный спрос и на наши инженерные кадры, и на исследования, и на разработки. В стратегии это, конечно, нужно учесть", - указал Дмитрий Медведев.
Второе важное направление - экспортное. Экспорт, хоть это и непросто, нужно наращивать, считает премьер. "Конкуренция на этом рынке очень высокая, поэтому нужно не только повышать качество и узнаваемость товаров, которые сделаны в России, но и искать инструменты поддержки экспортеров, чем занимается весь мир", - заметил Медведев. Отдельные решения правительство уже одобрило: освобожден от НДС реэкспорт товаров, которые собираются в России из импортных комплектующих, действуют программы компенсации процентных ставок по экспортным кредитам.
Третий значимый аспект - технологический. В отрасль нужно широко внедрять передовые разработки: энергетические, экологические, информационные. "Нужно подумать, как подготовить стимулы для развития всех этих позиций, понять, на каких специалистов и какие услуги будет спрос в ближайшем будущем, скорректировать образовательные программы и решить целый ряд других задач", - сказал председатель правительства.