Фестиваль отмечает свое пятилетие. Какие итоги можете подвести сами?
Вадим Репин: Первые два фестиваля были самыми легкими: все в новинку, все в первый раз, и "wow- эффект" автоматом добавлял энергии, учитывая таких потрясающих артистов в нашем арсенале. Дальше включается вопрос концепции, развития, и мне кажется, нам многое удалось. По заказу нашего фестиваля создан целый арсенал новых музыкальных произведений, а в этом сезоне он чуть ли не удвоится. Регионы жаждут услышать звезд мировой сцены, и мы действительно делаем счастливыми большое количество людей. Поэтому у меня такое же состояние воодушевления, азарта и преданности фестивалю, как в самом начале.
Что принципиально нового вы представите в этом году?
Вадим Репин: У нас будет новый мини-проект "Сделано в Сибири", который должен вызвать интерес к Новосибирску и всему региону со стороны других городов и стран. Мы объявили конкурс среди композиторов на написание симфонического произведения. Победил новосибирский композитор Андрей Молчанов. Его музыка прозвучит в рамках этого концерта. И все музыканты, кто примут в нем участие, напрямую связаны с Сибирью. Также впервые пройдет Академия музыкальной журналистики.
Какие акценты афиши в этом году?
Вадим Репин: Для меня важно, что открывать Пятый фестиваль будет легендарный Кент Нагано. Он, кстати, дирижировал и открытием нашего первого Транссиба. Выступит с сольной программой Константин Лифшиц, один из моих любимых пианистов. Приедет и одна из легенд вокального искусства Томас Квастхофф, с которым я дружу уже 15-20 лет. В один момент он решил, что больше не будет петь в оперных театрах, и ушел в джаз. Прошлым летом на фестивале в Вербье я слушал его новую программу с потрясающим джазовым трио. Это счастье, что он приедет к нам. Имя Гидона Кремера для каждого скрипача - означает вершину профессии и нашего ремесла. Он выступит у нас и с сольной программой, и с оркестром.
В афише есть необычный концерт-посвящение "Маме!" - чья это идея?
Вадим Репин: После более чем 30-тилетнего перерыва я впервые сыграю сольный концерт в Новосибирске. Идею подала моя мама, и мне показалось, что в пятилетие фестиваля можно найти в программе место и для себя лично: так появилась моя сольная программа с пианистом Андреем Коробейниковым. Это юбилейный год моей мамы, ей исполнится 70 лет, и свое отношение к ней, в котором переплетены все чувства любви, уважения, поклонения и благодарности, я хочу выразить публично - концертом.
Вероятно, самая ожидаемая премьера на фестивале - сочинение Софии Губайдулиной "Диалог: Ты и Я" для скрипки с оркестром.
Вадим Репин: Для меня как для скрипача это огромное счастье, что великая София Губайдулина написала скрипичный концерт с оркестром для нашего фестиваля. Это была моя мечта многие годы, я ей это высказывал и все это время надеялся. И вдруг я получаю от нее сообщение, что она нашла время и у нее есть идея для сочинения! Я просто взлетел и до сих пор нахожусь в облаках от счастья: ноты я еще не видел, но жду их с минуты на минуту, адреналин кипит. Мировая премьера этого концерта состоится в Новосибирске на закрытии фестиваля, и это делает меня счастливым.
Как развивается сейчас ваша карьера скрипача в мире?
Вадим Репин: Я уже в таком возрасте, что приезжаю в разные страны мира в десятый или двадцатый раз, поэтому для меня главное - это радость общения с коллегами и публикой, радость от того, что мой сезон благополучно идет, и я играю в превосходных залах с фантастическими музыкантами. В прошлом году я много выступал в Японии, в будущем сезоне много концертов запланировано в Америке. Конечно, будут и европейские страны: Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Германия, фестивали в Словении, Швейцарии, Испании.
Как вы относитесь к тому, что на двух предыдущих конкурсах П.И. Чайковского среди скрипачей первая премия не была присуждена?
Вадим Репин: На прошлом конкурсе я сидел в жюри только второго тура, в финале меня не было. Да, результаты прошлого конкурса были странные. Я считаю, что скрипачка Клара-Джуми Кан была достойна первой премии как уже состоявшийся музыкант, но почему-то ей дали четвертое. Мне известны результаты голосования жюри. Единственное, что меня порадовало, это что российская часть жюри финала, музыканты, которых я очень уважаю, на мой взгляд, сделали правильные выводы относительно первой премии и всех остальных. Политически там тоже были непонятные игры. Но жюри есть жюри, и о вкусах не спорят. Но как судить искусство? В искусстве нет того, кто "прибежит" первым. Даже, скажем, в фигурном катании (которое, мне всегда казалось, очень сложно судить) есть система очков за отдельные элементы, их трудность и количество (объективные критерии), по которым можно давать премию. В музыке же это размыто, и любой член жюри может сказать: тут есть "personality", а тут ее нет. Поэтому я не верю, что анонимность голосования поможет избежать пристрастий членов жюри. Люди все люди, и если член жюри, даже косвенным образом, связан с исполнителем-конкурсантом, объективного судейства уже не может быть. Более объективным мне видится даже sms-голосование на телевидении.
По каким, на Ваш взгляд, принципам должно формироваться жюри музыкального конкурса?
Вадим Репин: У Валерия Гергиева или у Дениса Мацуева сейчас, по-моему, уже есть идея, чтобы организовать все три тура конкурса максимально компактно по количеству дней, с единым на весь период состязания жюри, чтобы не было, как в прошлый раз (один состав жюри сидел на первом туре, потом приезжали другие музыканты на второй, не имея представления, что было на первом, а финал судили третьи лица). Я считаю, это замечательная инициатива. У гастролирующего артиста нет месяца, чтобы сидеть в жюри, а если уместить конкурс в восемь дней, тогда уже реально подстроить график, если тебя пригласили в жюри. И далее, из жюри нужно исключать тех людей, которые каким-то образом имели профессиональные отношения с конкурсантами, что очень сложно сделать, ведь в музыке много своего рода "кланов". Когда я сидел в жюри Молодежного конкурса Чайковского, я думал, что больше никогда не сяду в жюри. Но сейчас снова буду в жюри в финале Конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе, по просьбе королевской семьи, и на конкурсе в Красноярске, по личной просьбе Виктора Третьякова, которого очень уважаю и не могу ему отказать.
Будете ли вы в жюри на Конкурсе Чайковского в Москве в следующем году?
Вадим Репин: Посмотрим, буду говорить с Гергиевым. Приглашение есть, но надо решиться.
Видите ли Вы проблему нехватки ярких индивидуальностей в поколении молодых музыкантов-исполнителей?
Вадим Репин: Я считаю, интересных музыкантов очень много, но статус артиста, его профессионализм, готовность к сцене и яркость его индивидуальности, порой, между собой не связаны, и это не имеет никаких логических объяснений. Есть люди фантастического профессионального уровня, но "карьерно" их публичная значимость или узнаваемость, так скажем, близка к нулю. А есть посредственные, но про них все знают. Я сейчас никого не имею в виду, просто так бывает. Как и есть абсолютно заслуженные суперзвезды, а есть и подозрительные фигуры. Это жизнь: она диктуется временем, обществом, количеством новых идей. Бывает даже так, что кто-то делает вещи, не имеющие прямого отношения к музыке, но именно это делает из них более узнаваемых личностей, благодаря чему их музыкальная карьера "подтягивается".
Есть примеры ярких молодых личностей и в других видах искусства. Например, художница Мария Кононова, чья выставка пройдет в рамках нашего Арт-Фестиваля. Это очень неординарный и неравнодушный к обиженным судьбой человек. Регулярно, в течение года она посещает детские дома в Новосибирске, Красноярске, Москве, чтобы пообщаться с детьми, порисовать, подарить кусочек чего-то светлого и ярких впечатлений. Мы давно дружим с ее семьей и родителями, которых уже нет, к сожалению, но наши дружеские отношения продолжаются всю жизнь. И то, что еще она обладает таким талантом и столькими идеями вызывает у нас радость, восхищение и благодарность. Она умница и очень успешна: ее картины раскупают полностью на выставках в Вене, Париже и Милане.
По традиции на вашем фестивале выступит ваша супруга, прима-балерина Большого Театра и миланского "Ла Скала" Светлана Захарова. На этот раз она станцует главную роль в балете "Дама с камелиями". Планируете ли вы совместный творческий проект, как это было в предыдущих сезонах?
Вадим Репин: Наш совместный проект "Па-де-де на пальцах и для пальцев" имел большой успех. В этом году мы уже показали в нескольких странах, он продолжается. Сейчас мы думаем о возможности "Па-де-де-2". Это очень сложная история, требующая большой подготовки и сильной команды.
Вы уже можете назвать себя знатоком балета?
Вадим Репин: Тех балетов, которые я видел, точно могу. "Дама с камелиями", после того как я первый раз увидел его в Москве, меня просто поразила: лучшего балетного спектакля я себе даже не представляю - новаторский, захватывающий спектакль в хореографии Джона Ноймайера. Сейчас современное танцевальное искусство - это часто клочки, миниатюры, квадратность, угловатость, музыкальный минимализм. Есть отдельные спектакли, постановки, которые берут новаторством идеи, но это большая редкость. Я старомоден. Для меня в театре, как и в любом произведения искусства, должна быть история, сказка, путешествие; балет для меня - это красота и действие, история, в которой ты можешь сопереживать герою.
Справка "РГ"
Пятый Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина пройдет в городах Сибири и России с 9 марта по 13 мая.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"