Борок - поселок необычный. Это ярославский наукоград, где работают два академических института: биологии внутренних вод имени Папанина и геофизическая обсерватория - филиал Института физики Земли имени Шмидта РАН. В создании обоих самое деятельное участие принимал легендарный исследователь Арктики, дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин.
Знаменитый полярник, откомандированный на берег Рыбинского водохранилища делать из тамошней биостанции "образцовую научную базу для работ, связанных с изучением искусственных водохранилищ", отдал Борку двадцать лет жизни. В пятидесятые годы он строил здесь лабораторные корпуса, жилье для ученых, детский сад, школу, речной порт, дорогу.
А в 1975 году в Борке открылась больница, какой не было ни в одном из ярославских райцентров: построенная по индивидуальному проекту, с двухместными палатами и санузлом в каждой из них. Появление клиники, с виду больше похожей на санаторий, - тоже заслуга Ивана Папанина, который добился финансирования проекта во властных столичных кабинетах. Ученый справедливо полагал, что развивающемуся наукограду такой соцобъект просто необходим.
…Приказ о ликвидации пришел в борковскую больницу 18 января 2018 года. А до этого больше трех лет руководство медучреждения вместе с населением Борка пыталось противостоять начавшемуся процессу "оптимизации", когда персонал и функционал год от года неумолимо сокращали.
В 2014 году из федерального бюджета и Фонда ОМС на содержание клиники вместо 38 миллионов выделили всего 15. В результате из 140 медработников 45 пришлось уволить, часть перевести на полставки, а количество коек сократить до 37, закрыв детское отделение и "порезав" гинекологию, хирургию, терапию и неврологию. В 2015 году Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) и вовсе отказалось финансировать борковский стационар, а ФОМС, исходя из числа прикрепленных к больнице жителей поселка и близлежащих деревень, выделил ему чуть больше семи миллионов. К началу 2018 года в клинике работал уже, по сути, один терапевт. Он и продолжает принимать больных - но теперь уже не в больнице, а в амбулатории.
- Больницу, которую учредитель посчитал слишком дорогим удовольствием, закрыли, здание законсервировали, воду из труб слили. Амбулатория заработала в здании поликлиники, которое со стационаром соединяется закрытым теперь переходом, - рассказали жители Борка.
Вместо полноценного и быстрого медобслуживания наукоград получил работающего на полную ставку терапевта и два раза в неделю приезжающих педиатра и стоматолога. Все остальные медуслуги - в Некоузской ЦРБ за 30 километров от Борка.
- ФАНО лишило нас больницы, а область вроде бы сделала доброе дело - открыла амбулаторию, за что мы должны сказать спасибо. Но, по сути, нас вернули в 50-е годы, когда в Борке больницы не было, - говорит председатель профкома ИБВВ РАН, депутат Веретейского сельского поселения Татьяна Сметанина. - Сегодня вот из Некоузской ЦРБ приехало к нам сразу несколько узких специалистов: гинеколог, хирург, невролог, лор-врач. Люди, конечно, ходили на прием. Хорошо, если такие "десанты" будут регулярными. Но УЗИ теперь у нас нет, нет рентгена, физиокабинета, а автобусное расписание до Некоуза, несмотря на его усовершенствование, все равно неудобное: из Борка в Некоуз утром уехать несложно, но в середине дня вернуться можно лишь по понедельникам, средам и пятницам. В остальные дни есть только вечерний рейс, то есть, чтобы посетить врача, житель Борка теперь вынужден терять целый день.
- Да у меня сегодня все сотрудники лаборатории, у которых по двое-трое детей, просто "живут" в Некоузе, я их на работе не вижу, - переживает заведующая лабораторией альгологии ИБВВ РАН доктор биологических наук Людмила Корнева. - Потому что они теперь все время туда ездят и сидят в очередях: дети есть дети, они болеют, им прописывают физиопроцедуры и прочее. Раньше наши сотрудники обращались в борковскую больницу и быстро возвращались к работе, а теперь у них нет такой возможности. Систему здравоохранения оптимизировали, а про то, что это приведет к большой потере рабочего времени, никто не подумал.
Людмила Корнева опасается, что такое отношение к соцсфере наукограда приведет в итоге к оттоку молодых научных кадров.
- Переезд из Москвы или Санкт-Петербурга в наукоград типа Борка возможен, только если там созданы достойные бытовые условия. Я сама окончила Ленинградский университет и приехала сюда, потому что здесь сразу предоставляли жилье, были больница, школа, детский сад. А если что-то выпадет из необходимого набора социальных услуг, народ будет уезжать, особенно молодежь.
Между тем борковская больница, со слов главы Веретейского сельского поселения Татьяны Гавриш, обслуживала не только поселок, где около 1800 жителей, но и всю округу. Сюда ездили даже из Некоуза, Брейтова, Мышкина, а это, подчеркну, - райцентры. Потому что здесь, например, имелся маммограф, которого в Некоузской ЦРБ нет. Да много хорошего оборудования стояло - его сейчас распределяют по другим академическим больницам. А люди… Люди теперь, наоборот, из Борка едут в райцентры, и, как выяснилось, не всегда в Некоуз.
- Поскольку у нас наукоград, наши доктора были тактичными, вежливыми. В Некоузе жители поселка часто сталкиваются с другим отношением. Поэтому некоторые едут и прикрепляются в медучреждения в Рыбинске, Мышкине, - продолжает Татьяна Гавриш. - У нас в администрации сотрудница, беременная третьим ребенком, встала на учет в Мышкине - это час езды от нас на машине. Еще одна борковская беременная тоже в Мышкине прикрепилась.
Пока поселяне за границу района уезжают к доктору. Потом за границу района, области, а то и страны они уедут жить… Три молодые семьи в прошлом году Борок уже покинули: две переехали в подмосковный Королев, а семья молодого педиатра с двумя детьми - на Север.
Руслан Саитгареев, директор департамента здравоохранения и фармации Ярославской области:
- Наша задача - обеспечить жителей поселка Борок своевременной и качественной медицинской помощью. Мы постарались укомплектовать амбулаторию специалистами, наиболее востребованными населением. Ситуация с Борком по-прежнему на особом контроле нашего департамента.
Владимир Цельмович, ведущий научный сотрудник геофизической обсерватории "Борок" Института физики Земли имени Шмидта РАН:
- Увеличив в 2018 году зарплату научным сотрудникам, ФАНО настаивает на удвоении количества публикаций. Но в имеющейся ситуации есть риск, что вся прибавка к зарплате уйдет на лечение в платных клиниках, где сервис заметно отличается от бесплатного. Если же пользоваться услугами бесплатной медицины, то времени на научную работу останется мало. Не приведет ли это к тому, что проведенная реорганизация медицинского обслуживания ухудшит результативность научных сотрудников?
Лидия Лебедева, главный врач Некоузской ЦРБ:
- Амбулатория в Борке получила лицензию 15 января, и мы сейчас налаживаем ее работу. Ежедневный прием там ведет участковый терапевт с медсестрой, а по вторникам и четвергам - педиатр. Кроме того, два раза в неделю принимает стоматолог. В феврале в Борок выезжала врачебная бригада. Но мы изучаем ситуацию, чтобы понять потребность в специалистах и точно определиться с объемами оказываемой медпомощи. При необходимости внесем коррективы. Думаю, постепенно все наладится.