Новости

29.03.2018 11:40
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Они сказали: "Поехали!"

Сибирские промышленники намерены возродить дирижаблестроение на условиях кооперации
В Омске создадут инжиниринговый центр для подготовки проекта по производству воздухоплавательной техники.
Один воздушный корабль способен заменить целый железнодорожный состав. Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости Один воздушный корабль способен заменить целый железнодорожный состав. Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости
Один воздушный корабль способен заменить целый железнодорожный состав. Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

Воздушные поезда

Сегодня в мире существует уже более сотни фирм, занимающихся строительством аэростатов. Незаслуженно забытые воздушные корабли уступают авиации в скорости, но имеют перед ней ряд преимуществ. Во-первых, дирижабли - самый экономичный вид воздушного транспорта.

- Сила, которая поднимает аэростат в воздух, практически бесплатна и не требует затрат энергии, - утверждает главный конструктор бюро "Крыло" Федор Собачкин. - Летный час МИ-26 сегодня стоит 600 тысяч рублей. Полет дирижабля грузоподъемностью двадцать тонн обойдется в десять раз дешевле.
А летный час аэростата грузоподъемностью пятьдесят тонн будет стоить всего девятнадцать-тридцать тысяч рублей. Выгода очевидна. Те же вертолеты в пять раз уступают дирижаблям по удельному расходу топлива.

Второе преимущество дирижаблей - их практически неограниченная грузоподъемность. Один воздушный корабль способен заменить целый железнодорожный состав.

- Дирижабли могут поднимать и перемещать на любые расстояния грузы до двух с половиной тысяч тонн, - подчеркивает изобретатель Александр Мажоров. - При этом они не нуждаются в аэродромах и взлетно-посадочных полосах. Использовать такие летательные аппараты можно в любых погодных условиях. Они быстро и комфортно доставят груз в самые труднодоступные и отдаленные районы. Согласитесь, что в нашей стране, где на огромных пространствах вообще отсутствует наземная транспортная сеть, это особенно актуально.

Еще одно достоинство воздушных гигантов - экологичность. Они не загрязняют окружающую среду. Энергосберегающее транспортное средство может летать, используя в качестве топлива гелий или электроэнергию от солнечных батарей, размещенных на верхней части корпуса.

Ученые уверены, что дирижабли нового поколения - это транспорт будущего, недорогой, безопасный, многофунк-циональный и отвечающий всем современным требованиям.

Учли ошибки

Еще в 1991 году в Омске было создано государственное конструкторское бюро "Крыло", входящее в состав Министерства гражданской авиации РФ. В его задачи входила разработка аэростатов. Изобретатель Вячеслав Шалаев вместе с единомышленниками трудился над проектом несколько лет. Конструкторы и инженеры защитили более 200 патентов и создали семейство транспортных дирижаблей нового поколения "Ша".

Ученым удалось найти средства на создание пилотного образца и приступить к его испытаниям в Шербакуле. Смотреть на запуск диковинного бескрылого корабля вышла вся деревня.

- Однако модель оказалась несовершенной, - вспоминает Федор Собачкин. - Стоило нам увеличить угол атаки - дирижабль рвался вверх, а при уменьшении угла, наоборот, давил нас к земле.

Изобретатели учли предыдущие ошибки. Конструкторы оснастили "инновационные" дирижаб-ли Ша-100 и Ша-200 новыми системами регулирования аэростатической подъемной силы и антиобледенения. По словам разработчиков, они могут брать на борт 2,5 тысячи тонн груза. Диапазон рабочих высот летательных аппаратов - от 2 000 до 12 000 метров. Скорость движения - от 150 до 450 километров в час.

Но в 1997 году конструкторское бюро пришлось закрыть из-за экономического кризиса. Опытные образцы оказались утраченными.

Впрочем, изобретатели не расстались с мечтой поднять омские высокотоннажные цеппелины в небо. На протяжении двух десятков лет конструкторы безуспешно пытались найти инвесторов для амбициозного проекта.

С тех пор стоимость поточного производства выросла поистине до заоблачных высот - конвейер под ключ оценивают в три миллиарда евро.

В тоже время ученые утверждают, что наладить производство дирижаблей в Омске можно собственными силами - в рамках диверсификации производства ОПК в Прииртышье.

Опыт есть

Перспективы дирижаблестроения промышленники и представители власти обсудили на XX Сибирском промышленно-инновационном форуме "Промтехэкспо-2018".

- Мы рекомендуем промышленным предприятиям города рассмотреть возможность участия в производстве отдельных компонентов дирижаблестроения на условиях кооперации, - сообщил корреспонденту "РГ" заместитель начальника городского управления промышленности, инноваций, инвестиций и предпринимательства Владимир Дорохин.

По словам чиновников, индустриальный комплекс Омска сегодня выпускает все необходимое для сборки воздушных аэростатов. К примеру, турбовинтовые двигатели и силовые установки для дирижабля можно изготовить на омском моторостроительном объединении имени Баранова. Электронную систему управления - в ОКБ "Иртыш". Среди компаний, которые могут войти в кооперацию, - ОАО "Сатурн", ГК "Ростех", АО "Маш КБ" и другие предприятия омского ВПК. Предполагается, что кооперация может стать межрегиональной. Интерес к омским дирижаблям уже проявили некоторые компании из Санкт-Петербурга.

Помимо индустриального комплекса и научного потенциала, в Омске есть условия для подготовки профессионалов в сфере проектирования, изготовления и эксплуатации аэростатических транспортных средств.

- Это уже не первый опыт создания кооперации среди омских промышленников, - отмечает Владимир Дорохин. - Год назад в регионе был создан Сибирский промышленный консорциум производителей соединительных деталей и арматуры трубопроводов. Сегодня в его состав входят два десятка омских предприятий. Проект оказался успешным и выгодным.

Изобретатели утверждают, что строительство дирижаблей может дать новый импульс развитию омской экономики. Сфера применения аэростатов не ограничивается доставкой пассажиров, грузов и оборудования. Воздушные корабли могут патрулировать государственную границу, искать пострадавших, выпускать в небо сотни беспилотников.

- Если один дирижабль будет выписывать "восьмерки" над Омской областью, то мы без особых затрат гарантировано избавим регион от лесных пожаров и "черных лесорубов", - уверяет Александр Мажоров. - По нашим экономическим подсчетам, аэростат окупится за один сезон.

Отдельная тема - освоение Арктики, на которое ученые возлагают наибольшие надежды.

Первый шаг к возрождению дирижаблестроения в Омске уже сделан. Городские власти, изобретатели и предприниматели приняли решение о создании инжинирингового центра для внедрения научных разработок в промышленность.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Сибирь СФО Омская область Омск
Добавьте RG.RU 
в избранные источники