ЧП случилось утром 21 марта в шадринской школе № 15 в седьмом классе на уроке географии. Как утверждает народная молва, одной из учениц внезапно стало плохо. Учительница повела ее в медпункт. Так совпало или школьницы заранее все спланировали, но, как только педагог вышла из класса, другая девочка стала стрелять по одноклассникам из пневматического пистолета. Оружие ей передала двоюродная сестра из 8-го класса: она вошла в кабинет и встала рядом с сообщницей. Более того, старшая девочка сама была вооружена складным ножом и легко могла порезать любого, кто к ним приблизится. До прихода учителей стрелявшая успела ранить семерых. К счастью, обошлось без серьезных травм, только ссадины и синяки.
Сейчас уже точно известна марка пистолета - Borner PM-X калибра 4,5 мм. Как пояснили в региональном отделе Росгвардии, его можно купить без лицензии и регистрировать не надо. По неподтвержденным данным, хозяйкой пневматики была восьмиклассница. Она уговорила отца, не живущего вместе с ней, купить оружие, чтобы пострелять по банкам. Кстати, в Росгвардии сообщили: школа находится под охраной частного предприятия. Когда началась стрельба, на тревожную кнопку никто не нажал, хотя на вахте есть дежурный. Возможно, поначалу не поверили, что произошло вооруженное нападение на класс.
- История не стоит выеденного яйца, - убеждал знакомый общественник из Шадринска. - Пульки там такие, что только попугать. Несколько синяков, а шума-то!
- Пистолет был похож на игрушечный, поэтому дети восприняли ситуацию без большого страха и ужаса, а в какой-то степени даже как развлечение, - прокомментировала по горячим следам уполномоченный при губернаторе Курганской области по правам ребенка Алена Лопатина.
- Произошел несчастный случай, назовем пока это так, - заявила местному телеканалу сразу после ЧП директор школы №15 Александра Юрченко.
И только когда в учебное заведение приехала федеральный детский омбудсмен, впервые прозвучало слово "преступление".
- Сегодня расследуется уже преступление, но вначале это был конфликт, который дошел до крайней степени, - рассказала Анна Кузнецова. - Девочка уже уходила из дома, но никто ей не помог.
По ее мнению, формально необходимые циркуляры в образовательных учреждениях существуют, но порой только на бумаге, в отчетах.
А что, собственно, произошло? Почему девочка взялась за оружие? После стрельбы прошло уже две недели, а ответа на этот вопрос из официальных источников так и нет. Следствие молчит, педагоги и родители говорить отказываются, школьники боятся. Не зная причин и мотивов, нельзя объективно оценить поступок подростка, а уж тем более предотвратить новое преступление.
- Нам строго-настрого запретили что-либо рассказывать, - признались "РГ" ребята. - Учителя предупредили: откроем рот - вылетим из школы, еще и родителей оштрафуют.
Судя по тому, как руководители школы № 15 героически держали оборону во время визита Анны Кузнецовой, охраняя родителей от журналистов, чтобы те не смогли выведать у них "военную" тайну, подростки говорят правду. Педагогов понять можно. Если бы не пресса, инцидент, может, и не получил бы такой огласки. Мало ли в учебных заведениях бывает разных случаев, но кому об этом известно? Вот пишут, например, на шадринских форумах, что недавно в одной школе избили пятиклассника. Двое здоровяков держали за руки, а третий по-боксерски наносил удары по голове. Дело замяли. В другой - разборки восьмиклассника и шестиклассника закончились сотрясением головного мозга. Никто по этому поводу шума не поднимал. Да и в самой 15-й, как выяснила Анна Кузнецова, полтора года назад подросток покончил жизнь самоубийством. Прокуратура назвала причиной неквалифицированную работу психолога. Школа никак не отреагировала на представление прокурора. Сейчас в школе психолог есть, но он даже не знал, что в классе конфликт: никто не сообщил, отметила омбудсмен.
Между тем из собственных источников "РГ" стало известно, что разлад среди одноклассников начался больше года назад. Учителя и родители об этом знали.
- Мама стрелявшей семиклассницы не раз приходила в школу, говорила, что один из мальчиков обижает и унижает ее дочь, - рассказал осведомленный об обстановке в классе житель Шадринска. - Однако никто не вызвал родителей этого ученика и не попытался разобраться, что происходит.
Кстати, сестра семиклассницы около двух лет назад перешла в эту школу из другой. Говорят, сестры-подружки были неразлучны, в свою компанию никого не принимали, на переменах уединялись, вместо живого контакта с одноклассниками предпочитали виртуальное общение в Интернете, увлекались мистикой. Обе девочки растут без отцов.
После ЧП в Шадринске во всех школах Курганской области начались проверки. Как рассказали "РГ" в региональном департаменте образования и науки, инспекторы изучают, как работают с детьми психологи, социальные педагоги, завучи, классные руководители. Через две недели результаты обобщат и скажут, что нужно сделать, чтобы подобные происшествия не повторялись.
Кстати
В 157 школах Курганской области нет профессионального штатного психолога, то есть более 18 тысяч учащихся (44 процента) лишены квалифицированной психологической помощи.
Виктор Лукиных, зампредседателя Общественной палаты г. Шадринска:
- Сейчас очень много говорят о роли психолога в школе. А когда я учился, классный руководитель был и преподавателем, и воспитателем, и психологом. Учителя думали не только о том, чтобы мы освоили школьную грамоту, но и о том, как сделать из нас хороших людей. Сейчас воспитанием детей заниматься некогда. Главное - дать набор знаний, выполнить требования образовательного стандарта. Образование постепенно превращается в сферу услуг, вот что плохо.
Алексей Гусев, ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей:
- Причину жестокости поступков детей надо искать в одиночестве. Мы можем сколько угодно подкупать ребенка, дарить ему дорогие игрушки, гаджеты, оправдывать невнимание сложной экономической ситуацией, занятостью на работе, но ничто и никто не заменит искреннего, неподдельного родительского интереса.
***
Ясно одно: девочка не просто так, ни с того ни с сего взяла и постреляла! Предпосылки были, только никто их не увидел и не предотвратил ЧП. Ни учителя, ни родители, ни одноклассники. На самом деле то, что произошло, страшно! У меня дочь такого же возраста, и я не понимаю, как можно было не заметить, что в жизни ребенка что-то происходит и она на грани нервного срыва? А взять пистолет у папы и принести его в школу - это все-таки продуманное решение.
***
Сегодня всех детей в классе моего ребенка гоняли по одному к психологу. Спрашивали об отношениях в классе, с учителем, о маме, просили "пожаловаться", если есть на что. Показывали картинки, просили их оценить веселым или грустным смайликом. Раньше таких "душевных разговоров" не было. Интересно, надолго ли такая активность? И каковы будут итоги?
***
Неприятно сейчас выяснять, кто прав, кто виноват. Одно могу сказать: дети всегда конфликтуют при учителе. Просто некоторые педагоги закрывают на это глаза, якобы сами разберутся. Это неправильная позиция. Детям помогать нужно. Они все расскажут и тут же помирятся, но нельзя их игнорировать. Объяснять надо, как вести себя в таких случаях. Знаю случай, когда мальчика до самоубийства довели травлей. Психолог ему посоветовала вести дневник и записывать, как над ним издеваются. Это нормально? За него некому было заступиться. Он жил с бабушкой и не знал, кому рассказать! А надо всем рассказывать. Всем взрослым. Не помогут одни, помогут другие. В полицию иди, если не можешь постоять за себя.
Щетка-подружка
В Швеции выпустили говорящую зубную щетку-психолога. Она оснащена системой искусственного интеллекта и помимо гигиены полости рта совмещает в себе целый ряд функций. Например, по составу слюны может определить настроение владельца. Если в слюне повышено содержание гормона стресса, прибор начнет разговаривать с владельцем, подбадривать его и настраивать на позитивный лад.