В провинции большие профессиональные коллективы появляются чрезвычайно редко. Денис Мацуев рождение тюменского оркестра назвал эпохальным событием. Пианист-виртуоз участвовал в премьерном концерте, прошедшем уже через 2,5 месяца после первой репетиции, и остался доволен работой молодых музыкантов, еще недавно не знавших друг друга. Сплотил их один из сильнейших дирижеров России Евгений Шестаков.
Создать симфонический оркестр - с чистого листа - правительство области планировало еще десять лет назад. Приняли официальное решение, готовили документы. Помешал кризис. Вернулись к проекту в 2014-м. Экономическая "погода" опять испортилась, но губернатор сказал: "Более не откладываем!". Исходя из лимита бюджетных средств остановились на составе в 64 человека. Вариант набора по максимуму (110 человек) отбраковали. В этом случае зарплаты оказались бы недостаточными для привлечения наиболее даровитых молодых музыкантов. В итоге конкуренция за место была острой: заявки на участие в конкурсе подали полтысячи человек, включая жителей почти десятка других стран.
Евгений Шестаков объясняет, насколько это непросто - получить достойный результат:
- И в девяностые годы, и после новые оркестры в регионах заявляли о себе. Другое дело - что они собой представляли. Как водится, собирают коллектив из "имеющихся кадров". Кто талантлив, кто посредственен, оклады скромные, а потому и выбора нет. Из-за нехватки денег не удается набрать полноценный состав, приобрести инструменты в нужном количестве и приемлемого качества. В итоге всюду прорехи. Играют на "троечку", лелея надежду на финансовые перемены, рассуждают: вот удвоят оклад, тогда и покажем класс. Самообман - с тем же составом ничего не изменится.
Музыканты с сильным потенциалом - часть дела. Далее - работа до седьмого пота, бесконечные репетиции, поиск и оттачивание собственного стиля. Нагрузка велика, не каждый выдерживает, кое с кем пришлось расстаться. Надо к тому же и жильем обзаводиться, быт устраивать. Подавляющее большинство оркестрантов - люди приезжие. И многие из них уже определенно связали свою судьбу с Тюменью.
У Тюменского филармонического - широкий диапазон исполняемых произведений, разнообразие жанров и форм концертной деятельности. Ставят сказки для малышей и составляют программы для публики почтенного возраста, дают концерты с выдающимися пианистами, инструменталистами, певцами, выступают с оперными звездами, хорами, мастерами художественного слова.
- Перед нами две задачи. Во-первых, достичь уровня лучших оркестров России, во-вторых, сделать нашими друзьями, благодарными слушателями как можно больше земляков, - подчеркивает дирижер.
Встает вопрос о слушателях - не столько об охотно посещающих филармонию, сколько о скрытых - потенциальных, будущих.
- Не всем дано понимать и любить высокое искусство. Есть, наверное, некая верхняя планка, которую крайне сложно преодолеть? - интересуюсь у маэстро.
- В Европе отличным результатом считают, когда концерты симфонической музыки регулярно посещают три процента жителей города, - поясняет он. - У нас среди передовиков - Екатеринбург. Тюмени до него еще очень далеко, но прогресс очевиден. Аншлаги на наших концертах уже привычны. Года через три проведем исследование, посмотрим, чего достигли.
- Чтобы привлечь людей в филармонию, вы иногда выходите из нее. Выступаете, к примеру, на уличных сценах, в торгово-развлекательных центрах. В связи с этим я вспомнил огромную оркестровую площадку под открытым небом в Вене - у ратуши и рядышком с пивными рядами, о летних общедоступных концертах академического оркестра в Нижнем Новгороде…
- Давать публичные концерты - давняя замечательная традиция. Иоганн Штраус десять сезонов кряду играл на Павловском вокзале Санкт-Петербурга. Один из свежих примеров - ночной концерт "Солистов Москвы" Юрия Башмета на станции столичного метрополитена. Мы для чего выходим в народ, к сибирякам? Чтобы сказать: "Здравствуйте! Вы о нас не знали или ни разу нас не слышали? Давайте познакомимся! Послушайте, как славно звучит эта мелодия. Понравилось? Мы рады. Отчего бы не встретиться еще раз?".
- Обращают на себя внимание совместные концерты с рок-группами. С одной из них на тюменской сцене вы исполнили старый альбом Metallica. Такого рода эксперименты вдохновляют?
- Сразу поясню: в данном случае воспроизвели по партитуре известный концерт, сыгранный в 1998 году американской группой с оркестром Сан-Франциско. Наверное, небезуспешная попытка синтеза контрастных направлений. Я бы слукавил, сказав, что мне это близко. В силу понятных причин это ближе нашим молодым оркестрантам. Но плохо ли, когда переполненный зал восторженно аплодирует своему оркестру? Значим, разумеется, и кассовый сбор от шоу-представлений. Львиная доля расходов ложится на плечи бюджета, и мы тоже должны зарабатывать на хлеб, - говорит собеседник.
Даже в школах оркестр дает концерты. Как принимает разношерстная детская публика?
- Приветливо. Чего сами не ожидали, - признается Евгений Шестаков. - Выступаем на общешкольных уроках музыки в больших актовых залах. Подбираем для исполнения то, что на слуху. Скажем, "Танец маленьких лебедей", марш из "Метели" Свиридова. Ребята слушают рассказ музыковеда. В финале фотосессия, ответы на вопросы. Кто инструментами интересуется, кто спрашивает, как выучиться на музыканта. Любопытство отрадно. Вообще, идея содержательная, работает на перспективу.
Проведение симфонических концертов в школах, заметим, инициировало правительство области, а сам проект реализует дирекция концертно-театрального объединения.
Шестаков с сожалением говорит об утрате достаточно развитой системы начального музыкального образования. Когда-то она охватывала все общеобразовательные школы, задействовала огромное число профильных школ. Потом случился провал, уроки музыки, хорового пения отменили, считая их третьестепенными.
Знакомство с музыкальной культурой жизненно важно, считает Евгений Шестков. По его мнению, в идеале всех детей следует обучать игре на каком-нибудь инструменте. Смелое предложение! Какие аргументы?
Необходимость заучивания ребенком таблицы умножения никто не оспаривает - без нее в математике не продвинешься. Ну а освоение азбуки музыки помогает гармоничному развитию интеллекта. И наоборот. В Японии, напоминает дирижер, в свое время провели исследования о взаимосвязи карьерного роста руководителей в разных сферах бизнеса и госуправления с их музыкальными навыками и пристрастиями. Выяснилось: успешны те, кто понимает и любит классику. В японских школах еженедельно отводят восемь уроков постижению мира искусства во всем его многообразии. А в Финляндии такого рода учебных часов еще больше! И система школьного образования Суоми, как известно, признана одной из самых передовых и результативных в мире.
Кажется, мы тоже, пусть и медленно, поворачиваемся к искусству.
Концерт для виолончели с оркестром № 1 Шнитке (солист народный артист России Александр Князев). "Симфонические танцы" и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова (солист заслуженный артист России Александр Гиндин). Симфоническую сюиту "Шахерезада" Римского-Корсакова. Вступление к опере "Хованщина" Мусоргского "Рассвет на Москва-реке".
Справка "РГ"
Евгений Шестаков работал художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Приморского телевидения и радио, Одесского филармонического оркестра. С 1992-го по 2004 год возглавлял Омский академический симфонический оркестр. С осени 2015-го художественный руководитель и главный дирижер тюменского оркестра. Дирижировал ведущими оркестрами России, гастролировал с симфоническими и камерными коллективами Англии, Бразилии, Италии, Испании, Польши, Македонии, Швейцарии, Украины, Казахстана. Заслуженный деятель искусств РФ.