С какими чувствами приняли новость о присужденной вашему хору премии?
Виталий Полонский: Бесконечно рад тому, что наш коллектив стал победителем. Мы признаны лучшими среди хоров театров, которые без преувеличения можно назвать ведущими театрами мира: в этом году на премию были номинированы хоры оперы Сан-Франциско, мадридского Teatro Real, венецианского La Fenice, берлинской Comische Oper, наконец, мюнхенской Bayerische Staatsoper. Моя личная радость заключается в том, что закончилась, наконец, эта гонка: пять раз наш хор номинировался на премию Opera Awards, и вот она наша. Эту премию сравнивают с кинематографическим "Оскаром" и кто-то из друзей на Facebook сравнил нас с Леонардо Ди Каприо, только с шестого раза получившим заветную статуэтку. Наш путь оказался короче. Так что поздравляю с этой победой, прежде всего, всех артистов хора и Теодора Курентзиса - основателя и художественного руководителя musicAeterna, и очень рад за Пермь и за Россию, которые мы представляем в мире.
Хор был номинирован с какой-то конкретной продукцией?
Виталий Полонский: Как я понимаю, премию в нашей номинации дают за сезонные достижения. Наверняка, важную роль сыграл дебют хора в Зальцбурге с "Милосердием Тита", который вызвал огромный интерес у музыкальных критиков и коллег. Зарубежная пресса и эксперты высоко оценивали качество исполнения и артистизм наших ребят. Я сам испытывал невероятные эмоции, глядя на крупные планы наших ребят в видео записи спектакля.
Помнится, в 2011 году после концерта-презентации хора в Перми Теодор говорил, что идея оркестра и хора musicAeterna пришла из аналогичного образования Baltasar Neumann Chor & Ensemnle. А разница между ними и вами в чем?
Виталий Полнский: Прежде всего, в том, что Balthasar Neumann - это коллективы, которые занимаются преимущественно концертной деятельностью и звукозаписью, тогда как мы развиваемся в пространстве реальной театральной жизни, активно работая у себя в театре и выступая на фестивалях, участвуя в совместных проектах с другими театрами. Именно опыт работы на разных площадках, с разными режиссерами сделал нас такими, какие мы есть. Всего месяц назад хор участвовал в премьере "Фаэтона" Люлли, которую представил Бенжамен Лазар в Перми. В конце мая повезем спектакль в Версаль, а до этого с оркестром musicAeterna и Теодором представим в Амстердаме "Милосердие Тита" Моцарта в постановке Питера Селларса, а уже в середине июня откроем Дягилевский фестиваль спектаклем Ромео Кастеллуччи "Жанна на костре" Онеггера. За короткий срок - три музыкально-исторических эпохи, три очень разных режиссера. Это доказывает, что мы не являемся заложниками какой-то одной эстетики. Мы экспериментируем с различными театральными форматами, пробуем разный репертуар.
В том числе исполняем современную музыку, написанную специально для нас. Например, хоровые оперы Сantos москвича Алексея Сюмака или Tristia французского композитора Филиппа Эрсана. Сейчас работаем с молодым композитором Алексеем Ретинским, и очень надеюсь, что это знакомство перерастет в крупный совместный проект.
Сезон "урожайный": кроме премии Opera Awards, в октябре за DVD-запись "Королевы индейцев" Перселла, где хор musicAeterna является коллективным "персонажем", пермякам присуждена премия Echo Klassik. А в феврале хор стал лауреатом российской оперной премии CASTA DIVA.
Виталий Полонский: Это очень здорово. Но очень хочется, чтобы, разделяя нашу радость, в Перми поддержали и строительство нового здания театра. Мы ведь не только представляем город и страну за рубежом, но и привозим в Пермь ведущих постановщиков и исполнителей, вслед за которыми стекается театральная публика. Театр сейчас в центре внимания. В эти дни, например, у нас проходит международный конкурс артистов балета "Арабеск", и это большая честь быть организатором столь престижного смотра. Но, принимая гостей и участников конкурса, театр вынужден предоставить все свои помещения, пожертвовав текущей работой: ни балету, ни хору негде репетировать, поэтому мы вынуждены искать сторонние площадки, которые часто совсем не приспособлены для работы. Новое здание театру необходимо, как воздух. Мы же со своей стороны не собираемся почивать на лаврах и готовы работать много и
качественно, ведь впереди у нас множество проектов, которые также, надеюсь, будут иметь успех у зрителей и у экспертов.
Режиссер - Мариуш Трелинский (Польша)
Певица - Малин Бистрём (сопрано, Швеция)
Певец - Петр Бечала (тенор, Польша)
Оркестр - La Scala (Италия)
Труппа - Баварская Государственная опера (Мюнхен)
Фестиваль - Фестиваль Верди в Парме (Италия)
Премьера - "Билли Бад", Teatro Real (Испания)
Открытие года - "Диктатор" Эрнста Кренека, Франкфуртская опера (Германия)
Вклад в искусство - Тереса Берганса (Испания)
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"