О злоключениях Галины Ильиной "РГ" уже писала ("Невыгодная старушка", N 7448 от 13.12.2017). В апреле 2016 года она написала заявление, попросив администрацию Новосибирского дома ветеранов, где Ильина жила с 2014 года, снять ее с питания. По мнению пенсионерки, она имеет на это полное право: ведь, по закону, питание - это услуга, и она как получатель может от нее отказаться. Тем более что услуга это недешевая, а еда, как утверждает пенсионерка, - невкусная.
Однако в доме ветеранов на заявление Ильиной никак не отреагировали. И продолжали ее "кормить", хотя в столовую она не заглядывала. В результате пенсионерка обратилась в суд с иском к чиновникам: пересмотреть ее индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), исключив питание.
Однако в суде Ильину ждал новый сюрприз: сославшись на заключение врачебной комиссии, ответчики заявили - Галина Ильина по состоянию здоровья не нуждается в услугах стационара в принципе. Поэтому не о чем и говорить: ее ИППСУ уже аннулирована. Мол, милости просим, Галина Павловна, в полустационар. А если попросту, в ночлежку. Это такое заведение, где можно находиться только ночью. А днем придется бродяжничать.
Суд, в отличие от Ильиной, такому повороту дела не очень удивился. И в иске пенсионерке, у которой так неожиданно улучшилось состояние здоровья, отказал. После этого Ильина из дома ветеранов уехала (говорит, родня скинулась и купила ей комнату в общежитии), а администрация уже вдогонку вчинила ей иск на сто тысяч, который начнут рассматривать 16 мая. Пенсионерка намерена побороться в суде, доказывая, что она не ела казенные борщи. Удастся ли ей это - "РГ" будет следить за развитием событий.
Между тем Галина Ильина - не единственная, кто отказался от питания в доме ветеранов. И если она сдала позиции, спасшись бегством, то инвалид второй группы Александр Жуков, живущий здесь с 2013 года, этого делать не собирается. Хотя и очень боится последствий такой войны. Он не только не ест в столовой и не платит за еду, но и в принципе не намерен заключать договор с домом ветеранов на условиях чиновников.
Жуков требует, чтобы было учтено его мнение - если ему не нужна еда, не надо включать ее в договор; если ему не нужно медобслуживание (в доме ветеранов оно платное), так тоже вычеркните из списка, я пойду в поликлинику по полису! В ответ чиновники уже предложили ему пойти... в ночлежку, опять же сославшись на заключение некой врачебной комиссии, которой сам инвалид не припомнит. И в ответах на его письма теперь подчеркивают - вы живете в стационаре незаконно.
- Я, если честно, очень боюсь, - говорит Жуков. - Недавно ко мне в комнату ни с того ни с сего приходил психиатр и психолог - давайте, говорят, мы вас протестируем. Я говорю - зачем? А они так невзначай - ну вы же, мол, недееспособный. Это как прикажете понимать? А вдруг меня переведут не в ночлежку, а в другой стационар, для психбольных? Меня же оттуда некому вытаскивать будет...
Позиция регионального министерства труда и социального развития известна: стационар - не общежитие, здесь нельзя готовить еду самостоятельно, и жильцы должны получать комплекс услуг под названием "стационарное обслуживание", оплачивая его целиком. Однако, как подтвердили "РГ" в Новосибирском отделении ОНФ, здесь есть о чем поспорить. По закону, индивидуальная программа должна составляться с учетом мнения получателя услуг. Так что навязывать старикам шаблонные условия да еще грозить при этом ночлежкой или того хуже - психиатром, просто недопустимо. Ни с точки зрения закона, ни с точки зрения морали.
Кстати, врио министра Ярослав Фролов несколько месяцев назад заявил "РГ", что никаких репрессий по отношению к жильцам дома ветеранов не будет, а будет поиск компромисса. Пока, очевидно, найти его не удалось, хотя счет явно в пользу чиновников: в этом году Ильина из дома ветеранов выселилась, а еще одна отказница - Лилия Алешкова - скончалась. Остался только Жуков и колясочница Галина Сотникова, которую, по понятным причинам, пока не хотят "выкатить" в ночлежку. Но как знать?!
Кстати, по данным министерства, после ареста в минувшем году бывшего директора Новосибирского дома ветеранов Евгения Рериха, который "подрабатывал" на закупках продуктов для казенного учреждения, качество питания в доме резко улучшилось. К сожалению, проверить это мы не можем. А Александр Жуков утверждает, что жильцы по-прежнему недовольны едой, вот только отказываться от нее боятся.