25.04.2018 21:02
    Поделиться

    Ограниченное покрытие страховки дисциплинирует автомобилистов

    По прогнозам "Эксперт РА", в этом году рынок автокаско снизится на 3-5 процентов, и это при том, что, как считают в Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей вырастут на 10 процентов.

    Принято считать, что рынок автокаско напрямую зависит от объема продаж новых автомобилей. "Основное влияние на динамику рынка страхования оказывает рост продаж автомобилей в целом и, в частности, рост доли кредитных машин в сегменте новых автомобилей и автомобилей с пробегом, - говорит заместитель генерального директора по розничному страхованию, член правления компании "Абсолют Страхование" Андрей Бурлак. - Растут продажи - увеличивается и количество застрахованных транспортных средств".

    Однако, как утверждает директор дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах" Виталий Княгиничев, такая зависимость практически сошла на нет еще в прошлом году, когда рост продаж автомобилей составил 11,9 процента, при этом рынок каско сократился на 4,8 процента до 162,5 миллиарда рублей. По данным "Эксперт РА", в 2015 году объем рынка автострахования сократился на 14,3 процента, в 2016 году - еще на 8,8 процента.

    Рынок каско все меньше зависит от уровня продаж автомобилей, так как растет число полисов с сокращенным покрытием и франшизой, объясняет Княгиничев. Несмотря на меньший объем премии на каждый полис, во многом именно рост проникновения этих продуктов замедлил падение рынка. Эта тенденция сохранится и в 2018 году, так как высшая точка проникновения еще не достигнута, полагает эксперт. Средний по рынку размер франшизы составляет сегодня 20-30 тысяч рублей.

    Заместитель генерального директора ВСК Василий Бусаров объясняет замедление падения рынка автокаско, помимо роста продаж новых автомобилей, стабилизацией экономики и снижением кредитной ставки. "Совокупность этих факторов в горизонте нескольких лет будет способствовать положительной динамике рынка автокаско, - считает он. - Однако, чтобы отыграть позиции до докризисного уровня, рынку потребуется 2-3 года".

    Основное влияние на динамику рынка автострахования оказывает рост продаж автомобилей в целом

    На снижающемся рынке заработать сложнее. Как объясняет Виталий Княгиничев, снижаются только показатели "собранная премия/выплаты", объем же операционных расходов (аренда офисов, оплата труда и другие) остается неизменным либо растет. Компании ищут баланс между убыточностью, тарифами и содержанием продуктовой линейки. "Грамотная политика по андеррайтингу, постоянный мониторинг спроса и предложения, выделение и привлечение прибыльных сегментов, высокий уровень пролонгации договоров позволяют не только сохранять позиции, но и наращивать портфель", - говорит Василий Бусаров.

    В "Абсолют Страхование", как утверждает Андрей Бурлак, благодаря проведенной оптимизации портфеля и пересмотру условий страхования убыточность автокаско находится на уровне, обеспечивающем прибыльность. Снижается убыточность и в Группе "Ренессанс Страхование". По словам ее управляющего директора по страхованию Сергея Демидова, здесь проверяют страховые истории клиентов. "В том числе по этой причине в 2017 году наблюдается снижение убыточности, - говорит он. - Также на снижение убыточности повлияло увеличение доли договоров с франшизой, снижение частоты заявления мелких убытков".

    За последние 10 лет уровень продажи полисов с франшизой на рынке вырос втрое - с 20 примерно до 60 процентов - то есть люди активно пользуются этой услугой. И варианты франшиз, по словам Сергея Демидова, позволяют опытным водителям, кто в себе уверен, использовать франшизу, которая применяется, только если в ДТП виновен другой. "Франшиза может применяться не с первого страхового события. Есть полисы с усеченным покрытием, которые покрывают только крупные риски, и если люди задумываются о том, чтобы защитить свой автомобиль от угона или конструктивной гибели, то есть от очень больших расходов, есть продукт, который позволяет только эти риски покрыть без мелких ущербов и без каких-либо других страховых событий, - рассказывает эксперт. - Он очень экономичный, и банки принимают эти полисы в качестве страхового обеспечения для кредитных автомобилей. Доля договоров каско с франшизами в нашей компании превысила 50 процентов".

    "За последние 10 лет аварийность в сегменте каско значительно уменьшилась - в портфеле "Ингосстраха" уровень аварийности составляет порядка 60 процентов (снижение со 106 процентов в 2008 году), - рассказывает Виталий Княгиничев. - Но при этом изменилась и сама структура нашего портфеля - доля продуктов с франшизой увеличилась с 10-15 процентов в докризисные годы до 60". Этой тенденции следует не только "Ингосстрах", но и рынок в целом - проникновение полного каско, по оценкам экспертов, снизилось на 25 процентов по всему парку транспортных средств.

    Поделиться