Новости

26.04.2018 16:45
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

В Костроме открыли выставку об истории подстаканников

Текст: Анна Скудаева (Кострома)
В костромском музее ювелирного искусства открылась необычная выставка "Он согрел мою душу в пути": история подстаканника - история страны". В состав экспозиции вошли подстаканники разных эпох из частных коллекций Евгения Соловьева из города Фурманова и Натальи Бубновой из Ярославля.

Как рассказали организаторы, самым древним экземпляром из представленных в Костроме оказался медный подстаканник, изготовленный в XIX веке в Польше. Он занял почетное место рядом с медным самоваром, вазочками с сахаром и баранками, и фарфоровой чайной парой той эпохи.

- Мы не случайно разместили подстаканник в одной витрине с чайной парой. До революции подстаканник был исконно мужским атрибутом. Как правило, мужчины пили чай из стаканов с подстаканниками, а женщины - из чашек. Это подтверждают дошедшие до нас сюжеты картин той поры, - рассказала коллекционер Наталья Бубнова.

По словам автора выставки Евгения Соловьева, коллекционерам доподлинно не известно, когда точно и где появился первый подстаканник.

- Мы предполагаем, что подстаканники пришли к нам с Востока, а широкое распространение получили в XIX веке с развитием сети железных дорог. В российских пассажирских поездах подстаканники появились в бытность министром путей сообщения Российской империи бывшего директора департамента железнодорожных дел Сергея Витте, - рассказали организаторы.

Как отметил директор музея Денис Иванцов, у многих россиян при слове "подстаканник" приходит на ум стук вагонных колес, бегущие за окном просторы, разговорчивые попутчики, курочка на столе, проводница со словами: "Чай пить будете?".

- С середины XIX века подстаканники стали изготавливать многие мастера золотых и серебряных дел, вплоть до Фаберже. Тут и простенькие, без изысков, и украшенные штихельной резьбой, чернью, в стилях рококо, модерн, ампир - все зависело от платежеспособности заказчика. Наша выставка рассказывает лишь о небольшом периоде "жизни" подстаканника - с первых лет Советской власти и до наших дней, - рассказали в музее.

Первые образцы советских подстаканников, изготовленных заводом "Платиноприбор", были копиями старых, дореволюционных образцов, изготовленных на оборудовании, конфискованном на заводах Хлебникова и других видных мастеров.

Позднее подстаканник стал предметом агитации: появились серп и молот, рабочий и крестьянка, революционные матросы, первые образцы сельскохозяйственной техники.

После Великой Отечественной войны формы подстаканников упростились. Их стали изготавливать из отходов штамповочного производства.

Годы спустя появились подстаканники из серебра, латуни, нержавеющей стали, мельхиора, алюминия, а также с использованием техники узорчатой скани. На изделиях возникли герои сказок, былин, басен, городские и природные пейзажи, памятники, портреты космонавтов и изображения спортсменов.

- Как правило, в подстаканник ставят не граненый, а обычный тонкостенный стакан. Даже если в него налить крутой кипяток, стакан не треснет. Секрет заключается в том, что подстаканник быстро вбирает в себя тепло, при этом человек не обжигает руки, - отметил Евгений Соловьев.

В коллекциях, выставленных в Костроме, есть и редкие экземпляры царских времен, и современные модели. Одна из серий, изготовленная специально для Олимпиады 2014 года в Сочи, посвящена зимним видам спорта. Однако соответствующая символика на изделиях отсутствует. По признанию изготовителей, за право нанесения на подстаканники олимпийских колец с них запросили "неподъемную" сумму, поэтому от этой идеи пришлось отказаться. Даже на ремне у олимпийского мишки мастера были вынуждены изобразить не кольца, а стилизованную под них надпись "СССР".

Одним из ярких экспонатов выставки стала специальная сувенирная продукция одного из российских заводов, изготовленная специально к чемпионату мира по футболу-2018. На приехавшем в Кострому сувенирном подстаканнике изображены медведи, играющие в мяч. В одной витрине со "спортивными" металлическими подстаканниками разместились и весьма необычные изделия из дерева и керамики, стилизованные под Гжель и Хохлому.

Один из держателей украшает герб города Иваново с изображенной на нем молодой пряхой в красном сарафане.

Выставка будет открыта в музее ювелирного искусства до 28 мая.

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Костромская область Кострома РГ-Фото Россия. Это надо видеть
Добавьте RG.RU 
в избранные источники