Эта по своему удивительная история начиналась с обычных поступков, которым не счесть примеров по всей стране. Лет 10 активисты благотворительного фонда "Православный Крым" ухаживают за могилами на бахчисарайском кладбище "Русская слобода", где похоронены скончавшиеся от ран и болезней воины Крымской войны. В какой-то момент, помимо стремления поддержать порядок в историческом некрополе, у волонтеров возникло желание узнать больше о тех, кто здесь похоронен.
- Мы не историки, среди нас - юристы, экономисты, бизнесмены, и мы задались вопросом: как же так, там всего около 100 могил, а мы слышали о четырех тысячах погребенных здесь воинов, - рассказал "РГ" активист фонда Константин Рубаненко. - Речь шла о братской могиле, находящейся либо под часовней, либо где-то поблизости. Стало обидно за тех, кто проливал здесь кровь и навсегда остался в крымской земле. Так у нас возник вопрос: а можем ли мы вернуть из забвения их имена? И мы погрузились в поиски информации.
Последовали два года переписки с различными ведомствами, от Министерства обороны РФ и Генерального штаба до командования Черноморского флота. К поискам подключилось Русское географическое общество и Российское военно-историческое общество. Запросы пошли в архивы самого разного уровня. Наконец, настойчивость исследователей была вознаграждена. Ответ пришел из "Центра хранения страхового фонда" города Ялутоворска Тюменской области. И не просто ответ, а 350 оцифрованных страниц метрических книг, которые были в каждом полку. Полковые священники самым скрупулезным образом вели эти книги, и они содержали сведения обо всех чинах.
- Записи очень подробные. Например, помимо фамилии, имени, отчества каждого служившего в полку, они содержат сведения, откуда человек родом, из какой губернии, какого уезда, какого города или села. Из какого сословия, фамилия, имя, отчество жены. Дети по именам и возрастам, - рассказал секретарь отделения Российского географического общества в Крыму Геннадий Самохин. - Есть вторая часть записей - об усопших. Кто исповедовал, причащал, где совершено погребение.
О существовании метрических книг историки знали, но полагали, что они были эвакуированы из Крыма накануне Великой Отечественной войны, и дальше их след терялся. Но оказалось, что из Крыма эти документы вывезли еще раньше, вскоре после революции. Так часть архивов попала Санкт-Петербург, другая в Москву, а третья в Ялуторовск Тюменской области. Какие-то документы, возможно, были утрачены. Это еще предстоит выяснить.
Полгода энтузиасты трудились над переводом и систематизацией записей полуторавековой давности на современный русский язык. Бесценную помощь в этом непростом деле оказали студенты КФУ, выполнившие значительную часть черновой работы. Согласитесь, что язык середины XIX века заметно отличался от того, на котором мы говорим сегодня. Так что после студентов тоже приходилось править. К счастью, большинство записей сделаны каллиграфическим почерком и предельно аккуратны. Иначе над их расшифровкой пришлось бы корпеть гораздо дольше. Но далеко не все, ведь вели их люди в условиях военного времени, порой просто измотанные до изнеможения. Часть сведений было невозможно разобрать без помощи специалистов. Подключилось МВД России, и эксперты-криптологи севастопольского главного управления полиции совершенно бескорыстно помогли расшифровать записи.
Итогом кропотливого труда многих и многих неравнодушных людей стала сводная электронная таблица с полными данными 2031 участника Крымской войны. Сейчас сведения легко "бьются" по разным критериям, например, военным специальностям, полкам, месту призыва и месту захоронения, причин смерти и другим. Чтобы установить, откуда кто родом, пришлось проделать огромную работу, ведь административно-территориальное устройство да и сама страна сильно изменились со времен Крымской войны. Удалось найти множество мест погребений воинов, о которых раньше не было известно или они были забыты.
- В Белогорске похоронены 24 человека, в Верхнесадовом - 30 человек, в Мироновке Красногвардейского района - 30 человек, - рассказал "РГ" Геннадий Самохин. - Всего мы выявили 20 мест захоронений. Еще был целый блок данных, который мы до конца не понимаем. Он связан с военно-временными госпиталями. Где они были? Какие-то мы локализовали, но большинство нет.
В районе села Фруктовое под Севастополем удалось установить место такого госпиталя N3. Но многие еще неизвестны. Зато на симферопольском мемориальном кладбище в Петровской балке, где покоятся безымянными 36 тысяч героев Крымской войны, теперь известны имена 150 похороненных в братской могиле рядовых чинов. Нашлось даже место захоронения одного из 43 американских врачей, добровольцем приехавшего в Крым, чтобы помогать русским. Еще не было США, а гражданин Северо-Американских Соединенных штатов, доктор медицины и хирургии Исаак Дрепер сражался на стороне России в составе Колыванского егерского полка и навсегда остался в крымской земле.
Похоже, работа так увлекла волонтеров, что они и сами не заметили, как она стала для них чем-то большим, чем просто поиск архивных материалов. Когда попытки энтузиастов обратить внимание чиновников на состояние бахчисарайского кладбища Крымской войны ни к чему не привели, Рубаненко с товарищами сами оплатили работу археологов и получили подтверждение того, что братское захоронение "Русской слободы" гораздо больше, чем принято было считать. Теперь волонтеры фонда "Православный Крым" разыскивают утраченную могилу Мустафы Мурзы Давидовича - градоначальника Бахчисарая, а позже старосты Алушты, увековечившего память русских воинов в своем родном городе. Его память волонтеры хотят увековечить в благодарность за добрые дела. Русское географическое общество, фонд "Православный Крым" назвали свой проект "Вернуть из забвения" и намерены не только опубликовать данные метрических книг, но и продолжить архивные поиски.
- В соответствии с законом об охране культурного наследия мы обосновали необходимость поставить на учет вновь выявленные объекты культурного наследия, - говорит Константин Рубаненко. - Мы планируем выйти на губернаторов тех мест, откуда были похороненные здесь воины, и предложить им установить там памятные знаки. Уже откликнулась Тверь и другие регионы. Многие хотят приехать и что-то сделать на могилах своих пращуров, но делать это в чистом поле будет стыдно местной власти.
От крымских чиновников энтузиасты добиваются взять под охрану государства установленные места захоронений и профинансировать раскопки там, где будут найдены вновь открытые могилы.
P.S.
По разным оценкам, в Крыму покоится от 100 до 110 тысяч останков только русских участников Крымской войны. В современных путеводителях большинство могил братские, а значит безымянные. Но оказалось, что таковыми они были лишь потому, что потомки не очень-то и старались узнать имена своих героических предков. По метрическим книгам 20 полков, сегодня известно, что в Крымской войне участвовали представители 42 регионов России. Если постараться, то можно отыскать даже их современных потомков.