28.04.2018 18:11
    Поделиться

    Победители премии "Инновация" объявлены в Театре наций

    "Этого больше нет". "Этого уже нет". "Это устарело". "Вы устарели?". Эти утверждения и вопросы, появившиеся на трех черных экранах над сценой Театра наций и обращенные к собравшейся публике, кажется, никого не смущали. Меж тем продолжение списка, чего уж нет, а кто далече - могло бы быть любопытным напоминанием.

    В частности, формат праздничного вручения премии не предполагал упоминания, что у Северо-Кавказского филиала ГЦСИ во Владикавказе республиканские власти намерены отобрать здание филиала, бывшего выставочного центра в парке Хетагурова, в котором планировалось создать музей современного искусства. После выполнения демонтажных работ в здании деньги на капремонт министерство культуры выделять перестал. Это особенно удивительно на фоне того, что в номинации "Региональный проект" в шорт-лист вышел 11-й международный художественный симпозиум "Аланика" "Владей Кавказом!" (куратор Катя Бочавар, руководитель Галина Тебиева), который проводится как раз во Владикавказе.

    Познакомиться с московской версией проекта можно в здании ГЦСИ на Зоологической улице, 13, где до 20 мая открыта выставка "Владей Кавказом!". Представление самых значимых проектов, вышедших в шорт-лист, могло бы стать удобным поводом напомнить о проблеме, но - увы! - этого не случилось. В последние годы региональные проекты явно перерастают границы "региона". Можно вспомнить, что проектом года, получившим Премию Кандинского за 2017 год, стал проект краснодарской арт-группировки "ДК ЗИП" - "Остановка "ДК ЗИП". Проекты, представленные в номинации "региональный проект" премии "Инновации" также были очень сильными. Кроме симпозиума "Аланика", в шорт-лист вошли красноярский проект "Музей революции: советская изнанка в зазорах идеологии" в музейном центре "Площадь мира", блистательный спецпроект 4-й Уральской индустриальной биеннале - "Миростроение" в Нижнем Тагиле, арт-резиденция "Заря" на базе одноименного Центра современного искусства во Владивостоке и выставка "Обратно домой" в здании бывшего Музея Нижегородской интеллигенции в Нижнем Новгороде.

    Выставка "Обратно домой" (куратор Артем Филатов), для которой здание бывшего музея было отремонтировано и там было проведено электричество, объединившая проекты художников и Нижнего Новгорода, Москвы и Таллина, и стала лауреатом "Инновации". Но лучшим примером того, как региональный проект становится "точкой притяжения", значимой на карте не только России, является Уральская индустриальная биеннале современного искусства. 4-ая Уральская биеннале стала лауреатом "Инновации" в номинации "Проект года".

    Кроме нее на звание лучшего проекта года претендовал также променад-спектакль "Музей инопланетного вторжения" от Театра Взаимных Действий (без этого мокьюментари в духе "Первых на Луне" Алексея Федорченко не понять замысел нынешней "Генеральной репетиции" в ММОМА). В шорт-лист вышла выставка "Прометей. Демоверсия: Эксперимент обещает стать искусством" - о легендарном физике Булате Галееве и казанском КБ "Прометей", которые в 1960-х стали пионерами видеоарта в СССР. Среди финалистов был фильм Александра Шейна "В.Маяковский". Его премьера состоялась на открытии фестиваля "Территория-2017", а сейчас фильм и сопутствующий ему выставочный проект можно увидеть в Доме-музее А.С. Голубкиной в Большом Левшинском переулке.

    Наконец, в шорте-лист номинации "Проект года" был цикл выставок "Прощание с вечной молодостью", сделанных к 10-летиию ЦСИ "Винзавод". Несмотря на то, что сам проект не получил премии, сразу две его выставки вошли в "короткий список" претендентов на премию в номинации "Художник года". Это выставка Евгения Гранильщикова "Последняя песня вечера", где многослойное повествование сплетало щемящий меланхолический сюжет об утраченных надеждах в романа цифровой эпохи, записанного с помощью видео мобильного телефона, рисунков, набросков в блокноте.

    Вторым был проект Владимира Логутова "Следующий уровень", выстроенный как размышление о картине, зрителе и пространствах, в которых они встречаются. Владимир Логутов стал лауреатом премии "Инновации". Это достойный выбор жюри, хотя признаюсь, я лично "болела" за Сергея Кищенко, чей проект "Журнал наблюдений 2014-2017" был представлен в Всероссийском институте генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова. Он также был показан на биеннале в Красноярске.

    В финал премии в номинации "Художник года" вышли также Хаим Сокол с проектом "Бумажная память" в ЦСИ "Фабрика" и Валерий Айзенберг с мощной ретроспективной MIGRATIO в ММОМА. В номинации "Куратор года", где финалистами стали создатели проектов "Простые чувства" (Волго-Вятский филиал ГЦСИ-РОСИЗО) - Алиса Савицкая, Валентин Дьяконов, Алексей Корси, Анастасия Полозова; "Опыты нечеловеческого гостеприимства" (ММОМА,V-A-C) - Мария Крамар, Карен Саркисов; "Между усталостью: к новым формам жизни" (в рамках параллельной программы 4-й Уральской биеннале) - Елена Ищенко и Антонина Трубицына; выставки Такаси Мураками "Будет ласковый дождь" ("Гараж") - Екатерина Иноземцева, "Игорь Мухин. Альтернативная культура 1980-х" (МАММ-МДФ) - Анна Зайцева. Премию в итоге получили Мария Крамар и Карен Саркисов. В номинации "Новая генерация" лауреатами премии стали Кирилл Савченко с проектом "Office of sensivitive Activities" (ММОМА, V-A-C).

    Среди финалистов в этой номинации были также Игорь Самолет, Илья Федотов-Федоров, Егор Федоричев и Дмитрий Волкострелов и Дмитрий Ренанский. В номинации "Книга года: теория и история современного искусства" премию получил Станислав Шурипа "Действие и смысл в искусстве 2-й половины ХХ века. Труды ИПСИ. Том III". В двух внеконкурсных номинациях лауреатами стали Иосиф Бакштейн - "За вклад в развитие современного искусства России", и Владимир Смирнов и Константин Сорокин (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина) - "За поддержку современного искусства России".

    Таковы итоги. На этом, собственно, можно было бы поставить точку. Но есть вопросы, которые все же хотелось бы задать. Например, насколько нормально, что проекты членов экспертного совета премии "Инновация 2018" оказываются в числе финалистов и победителей премии? Можно сказать, конечно, что других экспертов у премии нет, кроме тех, которые создают проекты и их же выдвигают на премии. Точнее, осуществляют их экспертную оценку.

    Но, во-первых, это не так. И хоть узок круг этих людей, но не настолько же. Во-вторых, смысл премии в области современного искусства "Инновации" вовсе не в том, чтобы стать корпоративной историей. В-третьих, это просто неразумно. Какой смысл подставляться? Причем именно с классно сделанными проектами, каким, например, является проект 4-й Уральской индустриальной биеннале. То, что Уральская биеннале "переиграла" Московскую по уровню организации, точности концепции и умению работать с публикой, на мой взгляд, очевидно.

    Вспоминается история, которую в одном из интервью рассказывал Игорь Шелковский. Когда-то его спросили, почему в журнале неофициального искусства "А-Я", выходившем в Париже, он не публикует свои работы. Изумленный Шелковский, который был редактором, издателем и даже наборщиком этого легендарного издания, ответил кратко: "Что я, дурак, что ли?".

    Кстати, интересно, есть ли шансы у проекта Игоря Шелковского "Город дорог", показанном в Третьяковской галерее, получить премию "Инновация"? Догадываюсь, что в ответ мне замигают плазменные экраны над сценой. С набором опций в автоответчике. "Этого больше нет". "Этого уже нет". "Это устарело". "Вы устарели?". Область прикрепленных файлов

    Поделиться