02.05.2018 13:55
    Поделиться

    Бенедикт Камбербэтч: Не понимаю вражды фанатов "Звездного пути" и "Звездных войн"

    Бенедикт Камбербэтч: "Однажды мне пришлось в театре играть голым"
    На экраны России выходит первая часть дилогии "Мстители: Война бесконечности". Это 19-й фильм и, говорят, последний в кинематографической вселенной Marvel, невероятно масштабный блокбастер, где создатель Марвела Кевин Файги и режиссеры братья Джо и Энтони Руссо взялись за чрезвычайно амбициозный и рискованный проект - собрать в одном фильме огромную массу супергероев, борющихся с одним из главных злодеев франшизы Таносом.

    Едва ли не лучшим персонажем в Марвеловской вселенной оказался Доктор Стрэндж - благодаря блистательному Бенедикту Камбербэтчу. Тому самому, что приобрел необыкновенную популярность благодаря роли Шерлока Холмса. Причудливым образом в "Мстителях" ему пришлось стать партнером другого великого экс-Шерлока - Роберта Дауни. Корреспондент "РГ" встретился с Бенедиктом Камбербэтчем перед премьерой фильма.

    Когда вам предложили роль в фильме, был ли у вас заветный список, с кем бы вы хотели работать? Правда, я догадываюсь...

    Бенедикт Камбербэтч: И правильно догадываетесь. Конечно, первым в списке стоял Роберт Дауни . И даже не потому, что он был невероятно лихой Шерлок Холмс, хотя не скрою, и это тоже. Но он необыкновенно талантлив, динамичен, интеллектуален. И они очень близки в этом с Доктором Стрэнджем, хотя оба обладают сильным эгоцентризмом. За их противостоянием, а затем и воссоединением особенно интересно следить.

    Но я хотел попробовать поработать и с Крисом Праттом и особенно еще раз с Томом Холландом - Человеком-пауком и моим соотечественником, с которым я уже встречался в предыдущем фильме. И скажу откровенно, никто из них не разочаровал.

    Они создали образы смешных, очень сильных персонажей, уверенных в себе.

    Зачем вам, интеллектуалу и блестящему интерпретатору классики и в кино и на театральных подмостках, понадобилось снова играть в Марвеловском блокбастере?

    Бенедикт Камбербэтч: Ответ прост - Кевин Файге (продюсер и глава Marvel Studios - прим. "РГ"). Он гений, глава студии, генератор ее идей, все делает с выдумкой, со вкусом, выбирает правильных людей, игравших в других жанрах, таких, как я, например. Он дает им свободу интерпретации, право на свой взгляд, не перечит, разрешает импровизировать. И вместе с тем держит их в рамках своего видения вселенной. В этом, я думаю, секрет успеха Марвеловской франшизы, это особый мир. И он - Властелин этого мира.

    Я не очень близко был знаком с комиксами. В конце концов я сломался - и был восхищен

    Что вы думаете об игре Джоша Бролина и его интерпретации образа Таноса, вашего главного врага?

    Бенедикт Камбербэтч: Я думаю, его игра просто феноменальна. Он строил образ Таноса по кирпичику в течение нескольких лет. И поразительно, как он справился с этой задачей. Это страшный и мощный герой, и интересно следить за тем, какую власть он имеет над людьми. Мой герой, Доктор Стрэндж, один из немногих и, пожалуй, единственный, кто знает ему цену и понимает его намерения - и противоборствует ему и его дочери всеми возможными средствами.

    Вы сами любите научную фантастику? Или, скажем так, любили ее до того, как снялись в " Звездном пути" и "Докторе Стрэндже"?

    Бенедикт Камбербэтч: Я к ней относился спокойно. Стэнли Кубрика - ставлю чрезвычайно высоко. Хорошую фантастику - смотрю или читаю с интересом, другая меня не трогает. Вот британский сериал "Доктор Кто" мне нравится, большинство эпизодов из "Сумеречной зоны" - тоже... А вот псевдо-интеллектуальную вражду между фанатами "Звездного пути" и "Звездных войн" никогда не понимал.

    То есть, можно сказать, вы никогда особо не мечтали сыграть роль в "Звездном пути" или в фильмах Вселенной Марвел?

    Бенедикт Камбербэтч: Я, честно, не помню. С мечтами вообще надо обходиться осторожно. Постфактум легко сказать, что мечты сбываются, но вот однажды мне пришлось в театре играть голым - в спектакле о Франкенштейне - не думаю, что я мечтал о такой роли, однако результатом был доволен.

    Как и в случае с Файге, в "Звездном пути" я знал , что хочу сыграть в команде с Абрамсом (Джей Джей Абрамс, режиссер третьей "Миссии невыполнима" и "Звездного пути" - прим. "РГ".), потому что этот режиссер мне был очень интересен. Что уж там потом напридумывается о мечтах и желаниях - это все дело десятое. Я точно знаю, что когда мне намекнули, что, возможно, меня позовут в проект, - то стал ожидать с нетерпением. Не каждый день работаешь с таким режиссером как Джей Джей, который блестяще соединяет экшн с напряженной игрой интеллекта, и не каждый день актеру предлагают такую полнокровную интереснейшую роль.

    То же самое получилось и с Доктором Стрэнджем. До этого я не очень близко был знаком с комиксами. И друзья приложили немало усилий, уговаривая меня сходить в кино и познакомиться с миром Марвела. В конце концов я сломался - и был восхищен. Это были мастерски придуманные и сыгранные, умные и захватывающие произведения. Я наполнил образ Доктора Стрэнджа своим опытом и пониманием - и горжусь этим фильмом.

    Ваш звездный путь начался с предложения сыграть роль Харрисона в "Звездном пути". Как это получилось? Вы ведь до этого не снимались в экшн, насколько известно.

    Бенедикт Камбербэтч: Вот этим я как раз горжусь, потому что рекомендовал меня для роли Харрисона сам Стивен Спилберг, у которого я играл в "Боевом коне". Наверное, неплохо сыграл, раз получил такую рекомендацию. Пробу мы снимали на айфон на кухне у одного из моих друзей, после чего меня утвердили. Я прилетел из Лондона и из аэропорта поехал прямо на съемочную площадку - с джетлегом в голове и темными кругами под глазами. Так начался мой, как вы выразились, "звездный путь" (улыбается).

    Судя по тому, что я увидела на экране, для роли Стрэнджа вам пришлось изрядно поработать над своей физподготовкой.

    Бенедикт Камбербэтч: Это очень и очень мягко сказано! По четыре тренировки за день. За это я тоже, кстати, благодарен тем, кто выбрал меня для съемок в этой роли. В итоге я порядочно укрепил свою мускулатуру и стал чувствовать себя чисто физически лучше. Кроме того, выучил несколько боевых приемов, которые могут и в жизни пригодиться - мало ли что.

    Я понимаю, что вы не ответите на этот вопрос, так как это будет спойлер, которого так панически боятся создатели Марвела, но я все равно спрошу. А вы знаете, чем кончится дилогия Мстителей?

    Бенедикт Камбербэтч: Как вы понимаете, сценарий я в руках не держал. Но вот что нам сказали режиссеры. То, что вы увидите в конце фильма, - это цена, которую супергерои заплатят за то, чтобы жить в мире, где нет легких ответов. И это мир, в котором мы сегодня живем.

    Кино

    Гибель богов

    Убежав из уничтоженного Асгарда, Тор и Локи тут же нарываются на Таноса, который значительно преуспел в коллекционировании Камней бесконечности, а потому как никогда близок к осуществлению своего плана. Злодей планирует уничтожить половину населения каждой планеты. Между командами Железного человека и Капитана Америки по-прежнему серьезные противоречия, поэтому действовать единым фронтом Мстители не могут. Шансы сил зла на итоговую победу велики как никогда.

    Если предыдущий абзац кажется вам загадочной белибердой, то последнее десятилетие в развитии голливудского блокбастера, очевидно, прошло мимо вас. Это было десятилетие комиксов компании Marvel, которые общей массой не только побили все мыслимые кассовые рекорды, но и установили эстетический канон современного крупнобюджетного американского кино. За эти десять лет в рамках двух марвеловских франшиз - "Мстители" и "Стражи галактики" - вышло 18 полнометражных супергеройских фильмов. И вот франшизы объединились, судя по "Войне бесконечности", чтобы изменить друг друга.

    О том, что изменения в самом популярном киносериале современности назрели, говорят давно. Студия выпустила на рынок такое количество супергероев, что с каждым разом им все теснее в кадре.

    Конечно, все это неизбежно превращается в громоздкую и довольно нелепую сюжетную конструкцию, которая не рушится только благодаря заведомо заложенному в ее механизм самоироничному идиотизму: когда на экране начинает цвести совсем уж развесистая вампука, марвеловские авторы тут же пытаются отшутиться, скрыться за гэгом. Таких гэгов тут много: Дракс теряет голову при виде Тора, Брюс Бреннер не может пробудить в себе Халка и использует арсенал эмоций страдающего от эректильной дисфункции мужчины, Железный человек и Питер Квилл то и дело обмениваются колкостями. Студия, кажется, наигралась в "сложные щи": "Война бесконечности" - чисто развлекательный блокбастер, а не, например, пространная дискуссия о том, нужен ли контроль супергеройской силе в духе "Первого мстителя-3".

    При желании и отсюда, разумеется, можно вычленить какие-то актуальные смыслы. Ключевая идея борьбы Мстителей с Таносом заключается в том, чтобы не допустить разрушительную битву на территории Америки. Врага надо забить в его логове, а коль скоро Танос неуязвим у себя дома, то дать ему бой нужно в отдаленной стране третьего мира. Полигоном финального противостояния сил зла и сил добра становится Ваканда, африканская вотчина Черной пантеры.

    Куда более занятной выглядит другой вывод фильма: злодейский замысел Таноса внезапно оказывается вполне созвучен намерениям создателей супергероев по отношению к собственным подопечным. Танос жаждет уничтожить половину галактики не просто так, из тяги к бессмысленному злодейству. Он рассуждает о конечности ресурсов и о том, что выжившие заживут лучше прежнего. В конечном счете корень его устремлений - извращенная идея об обновлении мира любой ценой. Оставив в стороне очевидные логические и этические проблемы этой теории, следует признать, что и "Марвел" оказалась в положении Таноса: она расплодила столь большое количество героев, что просто не знает, что осмысленного с ними можно сделать.

    Поэтому исход войны Мстителей с Таносом, который многим покажется шокирующим, на самом деле - логичное развитие событий. Все к тому и шло: не зря ведь полгода назад в Асгарде случился Рагнарек. Теперь пришел черед других миров. Дальше последует аккуратный, но все-таки спойлер, поэтому если вы хотите избежать лишней информации перед просмотром, то дальше этот текст лучше не читать. Варфоломеевская ночь, которую устраивает своим героям студия, - пожалуй, самое эффектное, что случилось во франшизе за минувшую пятилетку. Фильм, начавшийся с гибели Локи, заканчивается парадом супергеройских смертей: чтобы перечислить выживших, хватит пальцев одной руки.

    Другое дело, имеются серьезные опасения, что вся эта гибель богов (а комиксы и основанные на них блокбастера - это современный эпос) в следующих частях франшизы легким движением руки окажется отменена. В конце концов, смерть героя во вселенной "Марвел" никогда не считалась уважительной причиной для его неявки в продолжениях - вот и в "Войне бесконечности", к изумлению публики, возвращаются к жизни пара персонажей, которым все уже сказали последнее "прости". В конце концов, боги на то и боги, чтобы постоянно воскресать. В случае с богами "Марвел" хочется верить, что воскреснут они хотя бы в новом качестве.

    Подготовил Александр Нечаев

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться