06.05.2018 19:07
Поделиться

Каннский кинофестиваль стартует 8 мая

8 мая психологическим триллером "Все знают" иранского режиссера Асгара Фархади открывается 71-й Каннский фестиваль, несомненный лидер среди мировых кинофорумов.

Его программы всегда самые изысканные, его прогнозы - самые провидческие, его скандалы - самые судьбоносные. Именно здесь расположена Мекка кинематографистов и синеманов мира. Ежегодно здесь собираются до 40 тысяч профессионалов и журналистов из 160 стран, и на эти 12 майских дней население тихого средиземноморского курорта увеличивается на 200 тысяч человек.

Здесь формируются тренды и моды. Здесь начиналась всемирная слава киноклассиков от Клода Лелуша и Михаила Калатозова до Квентина Тарантино и братьев Дарденн. Канн без труда отбивает у конкурентов самых перспективных звезд. Первый успех Андрея Звягинцева, к примеру, прогремел в Венеции, но все следующие его картины получали призы уже в Канне. Теперь наш самый известный в мире режиссер - в жюри главного конкурса, возглавляемом австралийской актрисой Кэйт Бланшетт. Жюри короткого метра будет работать под председательством французского режиссера Бертрана Бонелло, жюри "Особого взгляда" - актера Бенисио дель Торо, жюри "Золотой камеры" - француженки Урсулы Майер.

Участие России и стран СНГ в 71-ом Каннском фестивале более чем заметно

Участие России и стран СНГ в 71-м фестивале более чем заметно. В главном конкурсе два фильма: "Лето" Кирилла Серебренникова - драма совместного российско-французского производства о Викторе Цое (его премьера 9 мая) - и "Айка" Сергея Дворцевого, который 10 лет назад успешно участвовал в Каннском фестивале с фильмом "Тюльпан", получив главный приз программы "Особый взгляд". Как гласит пресс-релиз, его новая картина расскажет историю киргизской женщины, бросившей в Москве новорожденного ребенка. Нынешний "Особый взгляд" откроется 9 мая фильмом Сергея Лозницы "Донбасс" - в нем снова, как и в прошлогодней "Кроткой", играют актеры екатеринбургского "Коляда-театра". В "Особом взгляде" участвует также фильм казахского режиссера Адильхана Ержанова "Ласковое безразличие мира" (первоначально - "Стрельба в 11-м микрорайоне") о джунглях современного города. Наконец, фильм из России участвует в программе киношкол Cinefondation - это 28-минутная картина выпускника Московской школы нового кино Игоря Поплаухина "Календарь". Ее автор окончил факультет журналистики МГУ, работал на радио, в рекламе, в информационных агентствах, сейчас преподает в Школе нового кино. На фестивальной арене он не новичок: участвовал в конкурсах Монреаля, Ханты-Мансийска, фестивалей "Сталкер" и "Святая Анна". В афише "Каннские классики" - киноэпопея Сергея Бондарчука "Война и мир": отреставрированную копию представит гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров.

Канн живет под девизом "Мы ждем перемен", интонация сей песни опасливая. Президент фестиваля Пьер Лескюр заявил, что после юбилейного 70-го выпуска кинофорум откроет новый период своей истории. Началось с изменения сроков: фестиваль проходит не во второй, а в первой половине мая, стартует не в среду, а во вторник, и завершается не в воскресенье, а в субботу. Администрация решила, что так создаются более благоприятные условия для фильма закрытия, который обычно проходит под топот ног журналистов, спешащих кто на самолет, кто на банкет. Новое расписание, надеются организаторы фестиваля, "позволит лучше сбалансировать две недели этого события и дать ему новую энергию".

Вторая новинка болезненно отзовется в сердцах синеманов мира: отныне они будут получать информацию о каннских премьерах с опозданием. До сих пор 4 тысячи аккредитованных журналистов смотрели фильм в канун официальной премьеры, и первые отзывы могли появиться сразу после нее. Теперь пресс-показы пройдут синхронно с премьерой, а иногда и после, что приведет к неизбежным задержкам. Понятно, что фестиваль хочет вернуть слову "премьера" его изначальный смысл: первый показ. Но на самом деле это решение стало результатом скандалов, учиненных кинотворцами, и придумано, чтобы не травмировать режиссеров плохими отзывами. Начитавшись в интернете критических вердиктов, творцы на премьере являлись публике с похоронными лицами. Теперь они могут сполна насладиться триумфом: в премьерных залах что Канна, что Венеции успех отмерен каждому поровну - овации длятся ровно пятнадцать минут независимо от качества картины. Такой ритуал: разминка для зрителей и радость для создателей, а журналистские мнения - потом, когда отгремят торжества. Нововведение вызвало шторм протестов, и фестиваль вынужден был разослать журналистам пространные, но не очень убедительные объяснения своих мотивов.

Кроме того, объявлен строжайший запрет любых селфи на красной дорожке. Как объяснил художественный директор фестиваля Тьерри Фремо, они выглядят глупо, гротескно и задерживают процесс, из-за них сеансы начинались с опозданием. Нарушителей запрета ждет расплата: их просто не пустят смотреть кино.

Введен также запрет на участие в конкурсе картин, предназначенных для интернета. В прошлом году компания Netflix дебютировала в конкурсе с фильмами "Истории Мейеровица" и "Окча" - что привело к конфликту между продюсерами двух важнейших сфер индустрии - интернетной и кинотеатральной. Фестиваль считает, что картины формата VOD (видео по запросу) - гибрид кино с телевидением, и предложил учредить для них отдельную программу, но Netflix отказался. Это первая серия битвы гигантов, а что будет во второй - особенно интересно: интернет для кино - что "Карпатия" для пассажиров тонущего "Титаника", там его спасение и будущее.

Зато после семилетнего карантина Канн вновь распахнул двери Ларсу фон Триеру. Датский эпатажник здесь был объявлен persona non grata после того, как публично признался в симпатиях к Гитлеру: скандал был грандиозный. Новым актом великодушия фестиваль, очевидно, хочет показать, что он вне политики и занят чистым искусством. Интересно, как отнесутся к этому двусмысленному жесту мои коллеги, которые только что громко осудили фестиваль в Трайбеке за неосмотрительное награждение фильма с Захаром Прилепиным в главной роли? Будут ли они так же принципиально отметать фильм Триера "Дом, который построил Джек" или поступят согласно поговорке "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку" и станут восторгаться картиной независимо от идейных пристрастий ее автора?