10.05.2018 11:43
    Поделиться

    Как казачка из кубанской станицы семерых сирот обогрела

    Вчера на Кубани, как и по всей стране, прошла всенародная акция "Бессмертный полк". Татьяна Грудинина из Тимашевского района несла по улицам родной станицы Медведовской фотографию своей мамы, Марии Ивановны Коноваловой. А с портретом Таниного деда, Ивана Ивановича Коновалова, шли ее приемные дети. И их юные лица светились гордостью.

    Об этой большой семье мы пишем уже почти 14 лет. За это время в "РГ" вышла целая серия материалов, причем каждый из них был основан на новых фактах. Вот и теперь поводом для встречи стал еще один поворот событий в судьбе Татьяны Грудининой, ставшей мамой еще для троих сирот. Вчера они впервые влились в общий строй "Бессмертного полка" - пятилетний Коля, четырехлетняя Ангелина и трехлетняя Анютка. Малышку по очереди несли на руках старшие дети - Аня большая и Вика. А Татьяна и Тимофей старались повыше поднять портреты бабушки и прадеда.

    ...12 лет было Марусе Коноваловой, когда началась война. И практически сразу она стала участницей трудового фронта - выращивала хлеб, который отправляли бойцам Красной Армии. Старший брат, Николай, сражался в это время под Сталинградом. Там был тяжело ранен, потерял руку, а после войны поселился в городе, за который едва не погиб, здесь он и похоронен. Лет 20 назад Татьяна возила свою маму на поклон к его могиле. Дед Иван нашел последний приют на сельском погосте еще до войны, но в Медведовской его до сих пор почитают как героя. По воспоминаниям старожилов, Татьяна знает, как в страшном 1933 году дед спас от голода с полсотни станичных детей. Работал он тогда бригадиром в колхозе и собирал по станице осиротевших ребятишек. Одних домой привозил, других - в бригаду. Так и выжили. Ну а сам Иван Иванович в 37 году умер от тифа. Таня, говорят, вся в него пошла. Да и судьбы во многом схожие: в ее доме, как и когда-то в дедовом, находят приют осиротевшие дети.

    Первой спасенной сироте, Катюшке, сейчас 22 года, у нее теперь своя семья, маленький сын. А кажется, будто вчера в Рождественский сочельник Татьяна увидела на станичной улице чумазую малышку, убегавшую от наркомана. Она схватила девочку в охапку и принесла домой. Когда отмыла, отогрела и накормила, то поняла: ребенок - глухонемой. Потом узнала, что девочка появилась в станице вместе с цыганским табором, подобравшим ее где-то на вокзале. У нее не было ни имени, ни возраста. Таня взяла ребенка в свой дом, назвала Катей, а возраст определили медики - примерно девять лет. Так малышка стала приемной дочкой Грудининой и любимой сестричкой для ее родного сына, 15-летнего Саши. И когда через семь месяцев подросток погиб, разбившись с другом на мотоцикле, не сойти с ума от горя Татьяне помогла приемная дочка Катя.

    Наш первый материал об этой семье ("Будулай бы заплакал", "РГ" от 17.09.2004) вызвал огромный общественный резонанс. Катюша и мама стали героинями популярных телепередач. Татьяне пришлось изливать душу перед всей страной. По ее словам, согласилась на это с единственной целью: чтобы своим примером указать путь другим.

    - Я на собственном опыте убедилась, как верна народная мудрость, что сироту согреешь - дом отогреешь, - говорит Грудинина. - Не будь Кати, я лишилась бы смысла жизни. А теперь забот много, но радости - еще больше.

    Катя сейчас живет на Тамани, откуда родом ее муж, Юра, вместе с которым училась в школе для слабослышащих детей. Оба инвалиды, а вот их годовалый сын Антошка абсолютно здоров. В Медведовскую Катя теперь приезжает не часто, но постоянно интересуется, как идут дела. Свадьбу справляли на Тамани, куда Татьяна приехала вместе с Аней, Тимофеем и Викой. Как в свое время и Катя, они попали к ней заморышами, заметно отстающими от сверстников в развитии, а теперь все трое - будто картинки.

    - Тимохе 13 мая уже 16 лет исполнится, девятый класс в июне оканчивает, - говорит многодетная мама. - В школе учителя хвалят, а дома мы за ним как за каменной стеной. По утрам еще спим с девчатами, а он уже поднялся, курочек, гусей накормил, яйца собрал, птичник почистил. Это будущий фермер, хозяин. Он собирается учиться по направлению от военкомата, чтобы потом уже с профессией - сварщика или водителя - идти на службу. Ну а потом планирует остаться в армии по контракту. Я его воспитывала в казачьем духе, так что воином мой Тимофей, уверена, будет достойным. Аня на год старше, ей в феврале 17 лет отметили. Как и Тимофей, тоже выпускница. Аня у меня настоящая хозяйка - и борщ сварит, и пирожков настряпает. Правда, сейчас некогда, готовится к экзаменам, потом будет в вуз поступать. Уже точно решила, что будущую профессию свяжет с детьми, возможно, с трудными подростками. Мечтает поступить в Краснодарскую академию МВД, была там на дне открытых дверей. Учится без троек, а ведь, когда ко мне попала, ее в коррекционную школу направляли. С трудом тогда учителей уговорила оставить в обычной школе. Когда четвертый класс окончила на круглые пятерки, все вокруг диву давались. Сейчас мою Аню называют надеждой школы. Стараюсь не отвлекать ее - пусть к экзаменам готовится. А по хозяйству теперь все больше младшая, Вика, помогает. Ей только десять лет, но обед уже сама может приготовить. Когда-то я Катю всем премудростям научила, а уже она - младших сестричек. Сейчас свекровь Катина не может на нее нарадоваться. Постоянно звонит с благодарностями, что дочку хозяюшкой настоящей вырастила. Всегда приятно слышать, когда детей твоих хвалят. Вот это и есть счастье.

    Все приемные дети появились в этом доме волею судьбы - никого из них Грудинина специально не искала: малыши сами ее находили

    Все приемные дети появились в этом доме волею судьбы и обстоятельств, о чем в свое время писала "РГ" ("Большая родня" от 24.01.2008, "Будулай бы заплакал-2" от 15.01.2009). Никого из них Грудинина специально не искала: малыши сами ее находили, как это произошло в истории с появлением Тимофея. Либо чиновники из местной опеки шли к ней на поклон, уговаривая взять сирот на воспитание, как это случилось сначала с Аней, потом с Викой, а теперь сразу с тремя новыми приемышами. В середине прошлого лета к ней снова приехали с уговорами из районной опеки. Рассказали о беде многодетной семьи: родители друг за другом ушли из жизни, оставив сиротами троих маленьких детей. Их попробовала взять к себе родная сестра умершей мамы, однако вскоре женщина со слезами пришла в администрацию Тимашевского района, честно признавшись, что взятая ноша оказалась не под силу. "Только тебе можем их доверить, прими сирот в свой дом", - сказали в опеке.

    - Я глянула на них - и сердце обмерло, так стало жалко, - признается Татьяна. - Пошла к старшим детям за советом, они не сразу, но согласились, чтобы малышей к нам определили. Первое время было очень трудно. Честно признаюсь: думала, что и я не справлюсь. Хотела декрет оформить, ведь самой младшей и двух лет не было, но потом решила, что без моей зарплаты, на одни пособия, нам никак не прожить. Всех троих определила в детский сад, по выходным беру на работу, старшие помогают. В общем - справляемся.

    В этом убедилась корреспондент "РГ", наблюдая, как ловко многодетная мама управляется со своим большим семейством. В доме - чистота и порядок. С тех пор как мы побывали здесь впервые, он заметно вырос. Сначала пристроили большую кухню, потом - несколько комнат. Теперь места всем хватает. Но в доме нет ничего лишнего, абсолютно все - от теремков с игрушками и развивающих мультиков до сложной аппаратуры и компьютеров - было куплено для детей.

    - Они все для меня - родные, - говорит Татьяна. - Хотя у троих старших где-то есть кровные родители. Будь моя воля, переписала бы всех детей на свою фамилию. Не делаю этого только потому, что сиротский статус дает им право на получение квартиры. Что касается нашего общего жилища, то оно навсегда останется для них отчим домом.

    Депутат и певунья

    Медведовская - большая станица, но Татьяну Грудинину здесь все знают. Она депутат сельского поселения и руководитель народного ансамбля "Кубанцы" с хутора Ленинского. Хуторяне - это около 800 человек, 125 из которых - дети. В школу их возят за 10 километров от дома, зато в здешний клуб на репетиции приезжают даже из райцентра. 23 года назад Грудинина возглавила его, объединив вокруг себя людей, увлеченных казачьей культурой и творчеством.
    Тамара Владимировна Горбань считается на хуторе первой казачкой. Она мастерица на все руки - вышивает, вяжет, плетет кружева. И ребят этому учит. "Кубанцы" не раз становились лауреатами престижных фестивалей и конкурсов, а детскому ансамблю "Кубаночка" недавно было присвоено звание образцового коллектива.

    Я жду тебя, мама!

    Поразительные истории связаны с появлением каждого из грудининских приемышей. Тимофей, например, сам нашел будущую маму в больнице, куда однажды попала Татьяна. Она стояла в коридоре, а навстречу ковылял пацаненок: рука в гипсе, лицо в ссадинах. Остановился рядом, уставился своими глазенками и спрашивает: "Ты случайно не моя мама? Я маму везде ищу". Сердце у нее так и екнуло! Прижала мальчишку к себе, увидела, что голова вся в шрамах и шишках, и так его жалко стало. "Ну вот, сыночек, родненький, и нашелся ты наконец", - ответила. А сама плачет.

    Как потом выяснилось, шрамы на голове маленького Тимошки оставили мать-алкоголичка и ее сожители. За год, проведенный в приюте, ребенок забыл эту женщину, но, как и все дети, верил, что его мама все равно когда-нибудь найдется. Вот так они и встретились. Когда Татьяну выписывали, малыш стоял у окна, махал вслед здоровой ручкой и кричал изо всех сил: "Возвращайся скорее за мной! Я тебя буду ждать!" Ну как она могла после этого не вернуться за ним?!

    Поделиться