Сегодняшний день точно войдет в историю: в 5 часов 30 минут одновременно с двух берегов Керченского пролива открылось регулярное автомобильное движение по Крымскому мосту. В составе колонны, первой отправившейся от Тамани до Крыма, был и автомобиль журналистов "Российской газеты". Чуть больше 15 минут потребовалось, чтобы преодолеть расстояние в 19 километров до крымского берега.
Впечатления, признаемся, просто потрясающие! Казалось, мы не просто мчимся с ветерком от одного берега к другому, а парим в воздухе вместе с другими автомобилями.
…На подъездах к транспортному переходу колонна автомобилей начала выстраиваться часа за полтора до начала движения. Водителей предупреждают, что ехать разрешено без остановок с максимальной скоростью 90 километров в час. За соблюдением правил дорожного движения следят 10 автоматических комплексов, установленных на мосту. Перед въездом на него народ выходит из автомобилей. У многих в руках российские флаги и разноцветные шары. Люди поздравляют друг друга и обнимаются.
Семья Алиевых в полном составе прибыла из станицы Ахтанизовской.
- Здесь дочь с зятем и даже моя годовалая внучка, - говорит Галина. - Мы очень ждали того события и приехали сюда еще с вечера, чтобы быть в первых рядах. А летом планируем всей семьей отдохнуть в Крыму. Ведь дорога теперь такая удобная!
Анатолий Владимирович Булах живет в станице Тамань, огни которой отсюда хорошо видны. На Крымский мост привез жену и дочку, а сам вспоминает, как в 1954 году вместе с отцом приехал на открытие паромной переправы в Порт Кавказ.
- Пять лет мне тогда было, но прекрасно все помню, - рассказывает он. - Сейчас замечательная погода, а тогда было холодно, и отец укутал меня, пацана, в свою армейскую шинель. Больше 60 лет мы переправлялись на соседний берег на паромах, а теперь вот по мосту поедем. Я с собой родовую икону Спасителя взял, хочу ее тоже по мосту провезти. А потом вместе с ней домой, в Тамань, которую мы все тут считает центром земли русской, вернемся.
Центр земли русской сейчас носит статус станицы, что, конечно, незаслуженно. Ведь история этого уникального поселения уходит своими корнями еще в античные времена. Местные жители прибыли к месту назначенной встречи не только на автомобилях, но и на автобусах. Из окон одного из них с надписью "Ветераны Тамани" доносятся казачьи песни.
- Мы как на праздник сюда собирались, - рассказывает председатель Совета ветеранов Тамани Галина Васильевна Вишня. - Здесь труженики тыла, узники фашистских концлагерей, чернобыльцы. И даже два участника Великой Отечественной собрались с силами и приехали, чтобы увидеть мост не по телевизору, а своими глазами. И про возраст все забыли, когда глянули на него. Какое счастье, что мы дожили до этого дня, когда соединились два берега одной страны. Впереди светит огнями красавец-мост.
Берега двух российских полуостровов - Крымского и Таманского - удалось соединить всего за два года и три месяца: 816 дней. Предполагалось, что мост откроют только в декабре, но строители сделали практически невозможное, дав старт автомобильному движению накануне нынешнего курортного сезона. В состоявшейся накануне церемонии торжественного открытия моста, как уже сообщалось, принял участие президент России Владимир Путин. Осмотрев транспортный переход, вместе с инженерами и строителями он проверил работу Единого центра управления движением. Глава государства лично испытал рекордное сооружение за рулем КамАЗа. По словам президента, Крым и Севастополь теперь станут еще сильнее, а россияне - еще ближе друг к другу.
Приглашение проехать первыми по новенькому мосту получили многие жители Таманского полуострова, в том числе и Геннадий Майков - первый всенародно избранный глава Таманского сельского поселения Темрюкского района Кубани.
- Меня переполняет гордость за нашу страну, которая смогла реализовать такой грандиозный проект, - делится он впечатлениями. - Расцениваю его как проект Евразийского масштаба: этот мост проложен по Великому шелковому пути, который в свое время связал Азию со Средиземноморьем. Еще с античных времен его называли "бычьим бродом", здесь шли караваны торговцев. Этот путь соединял два величайших города Пантикапей - Корчев - Керчь и Гармонасса - Тмутаракань - Тамань, каждому из которых свыше 2600 лет. В десятом веке оба они входили в состав Тмутараканского княжества, и еще тогда русский князь Глеб мерил между ними расстояние по льду, что было описано летописцем Нестером в "Повести временных лет". Одним словом, все, что связано с этим местом, наполнено глубоким смыслом.
Почти 15 лет назад с подачи Геннадия Майкова, возглавлявшего тогда местную администрацию, "РГ" первой написала о начавшихся на берегах Тамани работах по восстановлению российской косы Тузла ("Нашла коса…" - "РГ" от 24.09.2003 г.). Исторически она являлась продолжением Таманского полуострова, однако в годы войны для прохождения катеров специально расширили образовавшуюся промоину. В результате островная часть косы Тузла искусственно отделилась от материка, что в последующие годы создало массу проблем. Когда в 2003 году, чтобы сохранить от разрушения таманские памятники, образовавшуюся промоину решили засыпать, на другом берегу это восприняли в штыки. Но, несмотря на протесты, строителям удалось проложить тогда несколько километров защитной дамбы.
- Безусловно, это значительно сократило строительство Крымского моста, - считает Майков. - Ведь часть его прошла как раз по этой дамбе.
Насыпанная вдоль косы Тузла дамба помогла в прокладке временных переходов, которые позволили возводить мост по всему фронту строительства. Два с лишним года журналисты "РГ" постоянно наблюдали за этим процессом. Строительство шло широким фронтом - сразу по всей трассе, разделенной на восемь участков. Работы на них велись круглосуточно и в буквальном смысле не прекращались ни на минуту. Мост в общей сложности стоит на 600 ногах-опорах, в землю и морское дно было забито семь тысяч свай.
Самую сложную часть уникального проекта и одновременно его главное украшение - две судоходные арки - собирали почти год. По морю их доставили на специально спроектированных и собранных в Севастополе понтонах и подняли на высоту девятиэтажного дома, чтобы любые суда могли спокойно проходить по фарватеру. Две белоснежные арки напоминают крылья гигантской птицы. В декабре прошлого года, поднявшись к ним на специальном лифте, мы наблюдали, как внизу идут груженые баржи. Тогда там, на высоте, еще продолжался монтаж пролетных конструкций, а теперь автомобильная часть моста полностью готова.
Накануне вечером мы побывали на смотровой площадке, с которой открывается великолепный вид на Крымский мост. В лучах заходящего солнца отчетливо были видны его роскошные очертания. Улицы станицы Тамань заполнили вчера многочисленные байкеры, прибывшие сюда из десятков российских регионов. Сотни мотоциклистов, которые выстроились вслед за первой колонной, отправились по мосту сначала в Керчь, а потом проехали по всему Крыму до Севастополя. В числе первых, кто проехал по мосту, была официальный представитель российского МИД Мария Захарова.
- Я еду в Керчь на брифинг, - пояснила она. - Он был намечен давно, но узнав о том, что в этот день открывается автомобильное движение, решила не лететь в Крым на самолете, как обычно, а добраться до Керчи по новому маршруту. Мне уже надоело отвечать иностранным журналистам, что мост - этот вовсе не фейк, как некоторые продолжают утверждать и писать. Впечатления от сооружения просто потрясающие. И я буду рада поделиться ими с участниками брифинга.
Открытие Крымского моста превратит юг России в единый большой курорт, считает губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.
- Суммарно мы принимаем свыше 21 миллиона человек в год, и эта цифра будет только расти, - отмечает он. - Туристы, которые будут отдыхать на полуострове, посетят и наш регион, проедут по нашим дорогам. По предварительным подсчетам, турпоток по трассам, проходящим по территории края, возрастет с 6,2 до 8 миллионов человек в год.
После ввода в строй Крымского моста количество автомобилей на ведущих к нему главных трассах вырастет на порядок. Особенно в высокий летний сезон, когда миллионы туристов отправятся на своих машинах на юг. И очень важно быстро и качественно реализовать в регионе два крупных проекта - строительство дорог, ведущих к мосту на Кубани, и трассы "Таврида" в Крыму.
Поскольку федеральная трасса "Таврида" еще только строится, сейчас автомобилистов после девятикилометрового автоподхода к мосту ожидает двухполосная дорога, находящаяся в удручающем состоянии. Местами она сильно разбита, а где-то из-за строительных работ скорость движения сильно ограничена. Надо немного потерпеть, говорят дорожники. Автотрасса "Таврида" длиной 237,478 километра, которую полностью сдадут в эксплуатацию в декабре 2020 года, пройдет через Керчь, Феодосию, Белогорск, Симферополь и Бахчисарай до Севастополя. Это будет магистраль под стать мосту - и по своим масштабам, и по самым современным технологиям дорожного строительства.
По словам председателя Госкомитета дорожного хозяйства Республики Крым Сергея Карпова, по госконтракту движение на участке от Керчи до Симферополя длиной 190 километров в двухполосном исполнении планируется запустить в декабре 2018 года.
На Кубани ведутся реконструкция и расширение сразу нескольких дорог, по которым можно будет проехать в Крым. Все они находятся в разной степени готовности.
По информации Росавтодора, после завершения всех работ на Кубани появится новая трасса с четырьмя полосами движения, которая протянется на 40 километров от дороги Новороссийск - Керченский пролив до косы Тузла. Соединять эту магистраль с другими трассами и отводить поток машин от населенных пунктов будут пять транспортных развязок, которые также построят. Первая развязка соединит новую дорогу с федеральной трассой М-25. Вторая - пройдет через дорогу поселок Сенной - Вышестеблиевская и позволит проезжать над железной дорогой. Третью развязку построят на пересечении с трассой Тамань - Веселовка, четвертую - через дорогу Тамань - Волна. Последняя - пятая - появится в районе морского порта Тамань на 39-м километре новой трассы. Новая дорога на всем пути будет разделена барьерами и освещена. Строить ее планируется в течение 2018 года, а полностью закончить - в 2019-м.
Кроме этого, на федеральной трассе А-290, частью которой станет дорога через Керченский пролив по мосту, будет сделано расширение полос движения с двух-трех - до четырех. А по ходу движения к Крымскому мосту по А-290 со стороны Новороссийска готовится строительство обхода Анапы. Возводится и новая транспортная развязка автодороги А-290 Новороссийск - Керчь в районе поселка Джигинка. Она должна быть введена в эксплуатацию до конца этого года.
Уже в этом году планируется приступить к реконструкции почти 30-километрового участка трассы А-290 от развязки в Джигинке вплоть до развязки с автоподходами Крымского моста.
Одним из оптимальных маршрутов движения к Крымскому мосту должна стать и федеральная трасса А-146 Краснодар - Верхнебаканский. На этой дороге начиная с 2017 года идут ремонтные работы на участках общей протяженностью 43 километра. Закончить планируется в этом году.
...По трассе, ведущей из Кубани в Крым, мы едем в общей колонне. "В добрый путь!" - написано впереди большими буквами. И мы точно знаем, что этот путь будет добрым для всех нас.