Андрей Юрьевич! Последние годы знаковыми стройками в столице считались реконструкция спорткомплекса "Лужники" и сооружение парка "Зарядье". Они уже позади. А что сейчас самое главное для строителей?
Андрей Бочкарев: Да, "Лужники" построены. Теперь нам, как и остальным россиянам, хочется увидеть на этом стадионе классный футбол в период ЧМ по футболу-2018, до начала которого осталось меньше месяца. Признаюсь, мне было очень приятно услышать, как руководитель ФИФА Джанни Инфантино после самого первого матча, когда Аргентина играла с Россией, в разговоре с Владимиром Путиным высоко оценил качество реконструкции "Лужников" и то, что он был готов не просто вовремя, а практически за год до проведения чемпионата. Я помню, когда мы приезжали в Рио-де-Жанейро посмотреть реконструированный стадион "Маракана", там за неделю до игр еще шли работы.
Парк "Зарядье" - еще одна из новых визитных карточек Москвы, сейчас ждет участников Московского урбанфорума, который пройдет у нас с 17 по 22 июля. Одной из его площадок должна стать филармония, строительство которой мы завершаем. У нее очень интересная архитектура - обычное здание со стороны Китайгородской стены, с другой стороны интегрировано в холм, на котором расположена открытая концертная площадка под Стеклянной корой. Еще более уникальной должна быть его акустика . В ближайшее время мы планируем завершить работы.
Как пережил первую зиму уникальный Парящий мост? СМИ писали, что на нем появилась какая-то странная вибрация, да и чистить его от снега якобы оказалось неудобно...
Андрей Бочкарев: Отлично мост перезимовал! Мы, конечно же, следили за этим. Да и от "Гормоста", отвечающего за безопасность и эксплуатацию таких сооружений в городе, претензий не поступало.
В этом году вы взяли на себя большие обязательства: ввести в строй 24 новых станции подземки. Введены пока 8. Что дальше?
Андрей Бочкарев: На очереди - три больших участка. Первый - длиной 15,2 км Калининско-Солнцевской линии с учетом ветки в депо, на котором разместятся 7 станций: "Мичуринский проспект", "Озерная", "Говорово", "Солнцево", "Боровское шоссе", "Новопеределкино" и "Рассказовка". Второй - 6,9 км Кожуховской линии с 4 станциями: "Косино", "Улица Дмитриевского", "Лухмановская" и "Некрасовка". Третий участок длиной 12 км Сокольнической линии так же с 4 станциями: "Саларьево", "Филатов луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Столбово". Плюс станция "Беломорская" на Замоскворецкой линии, сооружение которой по просьбам москвичей мы приостанавливали, а потом по их же просьбам возобновили. Должны сдать до конца 2018 года.
А когда ждать очередного пуска на Большой кольцевой линии?
Андрей Бочкарев: Сейчас строительство разворачиваем вдоль всего кольца. Активнее всего работы идут на северо-востоке, где на перегоне от ст. "Рубцовская" до ст. "Лефортово" уже выполнена проходка, а далее до ст. "Авиамоторная" она завершается. Немного притормозил лишь западный участок, где строительство станции "Нижние Мневники" запроектировано на площадке, которая должна освободиться из-под домов, попавших под реновацию. Для жителей этих домов мы нашли поблизости новостройки, квартиры в которых их вполне устраивают. Но по соседству с будущей стройплощадкой, на проспекте Жукова, оказались еще три девятиэтажки, которые не были включены в программу реновации. Город сейчас занимается их переселением. Когда люди переедут, строительству этого участка метро ничто мешать не будет. Планируем, что в 2021-2022 годах будет запущена вся Большая кольцевая линия.
А наша станция "Нижняя Масловка" у Савеловского вокзала? Ведь ее планировали ввести в строй еще в первой очереди?
Андрей Бочкарев: Постараемся сдать в этом году. Но признаюсь: это очень трудная задача. На глубине ее заложения присутствует большой напор подземных вод. В таких условиях осталась проходка еще двух участков основного хода метров по 40.
Был отложен и пуск подземного перехода с новой станции "Петровский парк" на "Динамо". Его скоро построят?
Андрей Бочкарев: Запустим через год. Там тоже сложная ситуация. При сооружении этого перехода выявился один очень водонасыщенный участок. Для стабилизации грунта на глубине 50 метров пришлось его замораживать, откачать воду и после выполнять проходку. Ситуация для нас не новая и решение стандартное.
Недавно прошла информация о том, что будет реконструирована Каховская линия метро...
Андрей Бочкарев: Да, линии уже практически 50 лет и пришла пора ее полностью реконструировать. Планируется продлить тупики за обеими станциями, построить дополнительную венткамеру за ст. "Каширская". Так же осуществить замену системы АТДП (автоматика и телемеханика движения поездов) с релейной на микропроцессорную, замену устаревшей системы управления, вентиляции.
Надолго ли ее закроют и когда это произойдет?
Андрей Бочкарев: Работы начнутся не раньше, чем через год. Окончательные сроки, как и объемы реконструкции, будут определены после обследования их специалистами.
На пути строительства подземки встречаются порой гаражи. Одна из наших читательниц волнуется: "У нас в Чертаново был капитальный гараж. На прошлой неделе мы с мамой подписали с городом соглашение о его сносе, по которому нам должны выплатить 670 тысяч рублей. А наутро смотрим - гараж уже сносят. Мы даже свой экземпляр договора не успели получить. Работы начались так быстро! А деньги нам выплатят?"
Андрей Бочкарев: Конечно, выплатят. С тех пор, как мэр принял решение оплачивать по рыночной цене все гаражи, которые город вынужден снести в процессе строительства, этой проблемы не стало. С 2011 года снесено уже тысяч 70 гаражей и все, у кого оформлено право собственности, получают компенсацию. Нет оснований для переживаний.
Что известно о судьбе монорельса? Когда его демонтируют?
Андрей Бочкарев: Разрабатывается проект интеграции этой дороги в существующую трамвайную сеть. Реализован он будет не раньше 2019 года.
Когда в городе появятся первые транспортно-пересадочные узлы, соединяющие разные виды общественного транспорта по принципу "сухие ноги"?
Андрей Бочкарев: Программой комплексного развития системы транспортно-пересадочных узлов предусмотрено к 2025 году построить за счет различных источников 153 ТПУ. 22 из них должны объединить Большую кольцевую линию с радиальными ветками метро и наземными видами транспорта. Первый ТПУ - между станцией подземки "Шелепиха" и одноименной станцией МЦК уже заработал. Транспортно-пересадочные узлы свяжут 10 станций БКЛ с железной дорогой. В числе первых и самых красивых, которые могут ввести уже в 2019 году, - ТПУ на станциях "Парк Победы" и "Селигерская". Строятся все они за счет инвесторов.
У Москвы из-за этого уже был неудачный опыт в Тушино. Здание, задуманное там как транспортно-пересадочный узел, инвесторы превратили в огромный торговый комплекс. В итоге стало не подойти ни к автобусам, ни к метро...
Андрей Бочкарев: Сейчас со стороны городских властей организован жесткий контроль за тем, чтобы основная часть ТПУ выполняла именно транспортные задачи. С помощью торговой составляющей инвестор может компенсировать расходы на строительство технологической инфраструктуры. Если найден правильный баланс, пассажиры только выиграют. Им будет удобно и пересесть с одного вида транспорта на другой, и зайти по дороге в магазин, кинотеатр и получить другие услуги.
Москва и в этом году пообещала построить очередную сотню километров дорог. Жителям каких районов эти дороги облегчат передвижение по городу?
Андрей Бочкарев: Да практически всем москвичам. Взять хотя бы две хорды - Северо-Западную и Северо-Восточную, которые в этом году в основном будут построены. Сейчас мы завершаем строительство южного участка Северо-Западной хорды - на пересечении Рублевского шоссе и улицах Крылатская и Ярцевская. Расширили там тоннель, ведущий в сторону канала имени Москвы и на Нижние Мневники, построили дополнительный переход. В результате уменьшилось количество светофоров и выросла скорость. К концу лета завершим сооружение еще и разворотной эстакады в этом же узле на Рублевском шоссе. Это избавит автолюбителей от большого количества перепробегов и сделает дорогу более безопасной. И на будущий год останется сдать только участок от улицы Народного Ополчения до Крылатской - всего 5 км.
В завершающей стадии находятся и участки Северо-Восточной хорды. В этом году закончим работы на севере города - от улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе и от шоссе Энтузиастов до МКАД (от 4-го Транспортного кольца до района Вешняки). И здесь на 2019 год остается небольшой участок - километров 12, от Ярославки до Дмитровки. Правда, очень непростой, похожий по структуре на четвертое транспортное кольцо. Там расположено множество промышленных предприятий, проходит железная дорога. Снос большого количества объектов требует больших денег. Ищем способы, как сэкономить - работаем уже над четвертым вариантом проекта. Две эти хорды увеличат пропускную способность московских автодорог на 30%.
Продолжается и строительство дороги Солнцево - Бутово-Видное: до конца года должны запустить движение от Киевского до Калужского шоссе.
А как ситуация с дублерами Кутузовского проспекта?
Андрей Бочкарев: Южный дублер мы уже начали строить. Как известно, он финансируется за счет городского бюджета. Ввод его запланирован на 2019 год. Северный дублер финансирует инвестор. В этом году приступим к сооружению самой трассы. Работы займут два-три года.
Жителям Новой Москвы власти обещали, что они смогут добираться до центра столицы за 30 минут. Вот они и спрашивают: когда же это случится?
Андрей Бочкарев: По Калужскому шоссе после реконструкции и сейчас они уже едут минут 20-30 вместо прежних полутора-двух часов. Но Новая Москва - это огромная территория, которая требует больших вложений. Департамент развития новых территорий ежегодно инвестирует на дороги местного значения порядка 20 млрд рублей, так как люди, проживающие там, едут не только в старую Москву, но и в другие города, поселки и СНТ. Чтобы улучшить транспортную связь, по поручению мэра Москвы строим там железнодорожные переезды и продлеваем ведущие к ним дороги. К тому же, как я уже говорил, до конца года продлим метро от Саларьево до Столбово. Шаг за шагом Новая Москва становится все ближе к Москве исторической.
Андрей Юрьевич! При такой напряженной программе транспортного развития не уменьшается ли внимание города к социальным объектам? Например, к строительству детсадов?
Андрей Бочкарев: Мы четко выполняем поручение Сергея Собянина по обеспечению столицы в местах в образовательных учреждениях. Например, за последние три года было построено 24 дошкольных учреждения на 5555 мест. На следующую трехлетку - с 2018 по 2020 год - запланирован 31 сад на 6995 мест. Потребуется городу больше - построим и больше.
Школы новые тоже строятся?
Андрей Бочкарев: Каждый год - по 5-6 школ.
Чем новые объекты образования отличаются от предыдущих поколений?
Андрей Бочкарев: Тех, кто давно не был в школе, например, удивляет, широте коридоров. Благодаря этому в случае ЧП пространства для эвакуации хватит и здоровым ребятишками, и тем, кто передвигается на колясках. Новые здания строятся по индивидуальным проектам. В групповых ячейках детских садов устанавливают трансформируемые перегородки для разделения помещений спальни и игровых.
Кроме этого, Адресной инвестиционной программой предусмотрено строительство комбинированных блоков начальных классов, которые можно использовать и как блок начальных классов, и как дошкольное отделение. Их можно трансформировать в зависимости от потребности системы образования в летний период с минимальными затратами, без большого изменения проекта и дополнительного прохождения экспертизы.
Также до 2020 года предусмотрено строительство 8 блоков начальных классов (БНК) и учебных корпусов с размещением в них дошкольных отделений.
Была разработана и масштабная программа строительства в городе поликлиник. Выполняется?
Андрей Бочкарев: Согласно нашей адресно-инвестиционной программе до 2021 года планируется ввести 24 поликлиники. Три из них - детско-взрослую на 750 мест на Ленинградском проспекте,16, детскую поликлинику на 320 мест на улице Комарова и женскую консультацию с роддомом на 530 посещений на Измайловском шоссе мы сдадим в эксплуатацию в текущем году. Остальные строятся.
Еще один отличный объект - инновационный медицинский кластер в Сколково - в марте этого года уже введен в строй. И до конца 2018 года там начнет принимать первых пациентов старейшая израильская клиника "Хадасса". Построил здание кластера в качестве пилотного проекта за свой счет город. А оборудует ее по последнему слову техники инвестор. Москвичи смогут лечиться в новом центре по полису добровольного медицинского страхования, а столичные врачи получили возможность обучения самым современным технологиям и внедрения их в свою практику.