21.05.2018 18:58
Поделиться

Сергей Слонимский рассказал о фестивале reMuzik.org

В Петербурге открылся V фестиваль современной академической музыки reMuzik.org. Мировые премьеры сочинений, выступления авторов из России, Франции, Бельгии, Швейцарии и других стран, мастер-классы и встречи с великими... Одним из центральных событий фестиваля станет III Международный конкурс композиторов имени Сергея Слонимского.

Сергей Михайлович, почему мы так плохо знаем сегодняшних авторов, пишущих академическую музыку? Если спросить на улице имя известного современного композитора, в большинстве ответов прозвучат фамилии песенников, работающих в легком жанре...

Сергей Слонимский: Это - от шоуменов, рекламирующих свой товар. Дескать, серьезная музыка народу не нужна. Мысль не новая. Она была высказана еще в 1948 году, когда в постановлении ЦК о формализме громили лучших композиторов - Шостаковича, Прокофьева. И противопоставляли им как раз авторов-песенников. На самом деле это не так. Если вы придете в Большой зал филармонии - вы увидите полный аншлаг. Так что мысль о том, что народ у нас не понимает Брамса и Стравинского, придумывают администраторы.

Еще во времена Чайковского был некто Славянский - знаменитейший певец-композитор, с которым Петр Ильич безрезультатно боролся. Он был неимоверно популярен, как сегодня Басков или Шнуров. И Чайковский в борьбе потерпел поражение. Он получал хамские письма о том, что завидует Славянскому. Так что во все времена массовая поп-музыка давила серьезную. И во все времена такие композиторы, как Бетховен, Мусоргский, Стравинский, Бородин, Берлиоз, считались какими-то непонятными широкой публике авангардистами.

Во времена Чайковского был некто Славянский. Он был популярен, как сегодня Басков или Шнуров

Консерватория выпускает в год пять-шесть композиторов. Куда они потом деваются?

Сергей Слонимский: По-разному. Каждый композитор может вести теоретические предметы в училище или школе. Я сам начинал как преподаватель гармонии и музыкальных форм. А сейчас написал книгу под названием "Мелодика" и ввожу этот курс в программу обучения. Смешно сказать, но курса мелодии никогда в консерватории не было. У меня 300 нотных примеров в этой книге, начиная от самой древней вавилонской, античной музыки и, конечно, древнерусской. И до наших дней.

А как рождается музыка?

Сергей Слонимский: По-разному. Для меня лично сначала приходит мелодическая фраза, иногда во сне. И если ты профессионал, она вызывает другие музыкальные мысли, включая оркестровые, тембровые, гармонические...

А у вас всегда в голове звучит музыка?

Сергей Слонимский: Сейчас уже нет. Если зазвучит, я с вами не буду разговаривать, а круглые сутки буду сидеть за роялем.

Может, это просто разные дарования - писать песни и писать симфонии?

Сергей Слонимский: Знаете, некоторые люди всерьез уверены, что человек, написавший 33 симфонии и восемь опер, как я, не способен написать простейшую песенку. У меня такой случай был с юристами, которые обслуживали наследников Владимира Высоцкого. Мои песни на его стихи, написанные для фильма "Интервенция", Высоцкий записал с филармоническим ансамблем - "До нашей эры соблюдалось чувство меры" и "Деревянные костюмы". Я подарил копию записи музею Высоцкого. Они расценили запись так, что он поет свои песни. Но Владимир Высоцкий не нуждается в чужой славе! Стихи - да, его, а музыка моя. Кстати, Леонид Пантелеев, автор повести "Республика ШКИД", тоже не верил, что серьезный композитор может написать популярную песенку.

Я помню, как вы смеялись, что вошли в историю автором песенки "У кошки четыре ноги".

Сергей Слонимский: У композитора должно быть умение проникать в суть чужого "я". А симфоническая музыка хороша тем, что в ней можно без цензуры сказать все, что думаешь, и разобраться в этом цензору бывает не всегда просто.

Как вы относитесь к тому, что конкурс носит ваше имя?

Сергей Слонимский: Я не придаю этому особого значения. Мне важно, что это, во-первых, конкурс авангардной музыки и, во-вторых - международной: в нем участвуют иностранцы. У меня есть воспитанники в США, в Мексике. Есть ученик-исландец... Да и Хоссейни Мехди, который является художественным руководителем фестиваля, перс по национальности, мой воспитанник. Очень талантлив. Он авангардист, что в Иране во время его учебы совсем не поощрялось. Я сам не вхожу в жюри: мне кажется, судить авторов в данном случае мне неловко.