Новости

25.06.2018 15:15
Рубрика: Культура

Мой дикий и нуарный "Зверь"

Британский нуар, поразивший всех на Sundance и Торонто приехал в Москву
Одинокий корабль. Тихая поверхность воды. Зловещее затихшее море. Зловещая трава. Зловещий городок. Фильм "Зверь" режиссер-дебютант Майкл Пирс сделал в соответствие со всеми правилами хоррора. Но не родного - британского или голливудского, а скандинавского нуара, который отличается отсутствием сцен, вызывающих визг в зале. Вместо них здесь есть напряжение, недоговоренность, неразрешимость и то, что не дает жить.
 Фото: kinopoisk.ru  Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Фильм "Зверь", который 5 июля выходит в российский прокат, поразил всех на крупнейших фестивалях - американском Sundance и канадском TIFF. В Европе и в России ждали эту историю и она не разочарует. Исполнительницу главной роли наш зритель уже знает по недавнему британскому сериалу "Война и мир". Там актриса Джесси Бакли сыграла Мари Болконскую. Еще она исполнила роль Лорны Боу в сериале "Табу", о котором много говорили в прошлом году.

В "Звере" ее героиня - 27-летняя Молл. Рыжеволосая - на фоне белокурых земляков с острова Джерси, но выделяется она не только этим. "Молл - дикая", - говорят о ней в семье. И родные, да и остальное окружение изо всех сил пытаются спрятать природу девушки, ограничить ее рамками морали и общепринятых норм. Олицетворение всего лицемерного и "правильного" в картине - мать (в этой роли суперзвезда Джеральдин Джеймс, которую мы знаем по фильмам Гая Ричи, Тима Бертона и т.д.).

Молл простодушно поддается всем "нравственным" манипуляциям - она сама еще не раскрыла себя. Работает гидом, присматривает за отцом, прилежно поет в хоре, остается с племянницей когда нужно. В социуме она исполняет роль плеча, на которое все пытаются опереться, к тому же девушка умеет хранить секреты.

Но природа бунтарки берет свое именно в день рождения (словно героиня рождается заново), когда она до утра отрывается на танцполе, а потом при роковых обстоятельствах встречает Его. Мужественного блондина, чье имя запоминается сразу - Паскаль Дюфор (в этой роли Джонни Флинн, и после этого фильма молодого актера, который ранее снимался лишь в сериалах, забыть уже невозможно)... Он "сканирует" ее всю целиком. Вплоть до раны на руке, которую девушка нанесла себе разбитым стеклом, не умея иначе выразить свой протест против лицемерия в семье.

Самое потрясающее в этой картине то, что до самого конца и даже после зритель не может указанть ни на одного из героев: вот это - зверь. В этом фильме каждый - зверь. Как в жизни, где в каждом есть животное начало. Тут нет хороших - свое нутро показывает каждый персонаж и для этого во всяком отдельном случае подобран соответствующий момент. Но два главных героя - Молл и Паскаль наиболее откровенно и прямо продемонстрируют свою природу.

В городке пропадают девушки. Орудует маньяк-убийца. Сюжет взят Майклом Пирсом из собственной жизни - он родился и вырос на этом острове, пропитанном рассказами о "Звере из Джерси". Окончив киношколу вернулся, чтобы снять кино на известном материале, и, возможно, расправиться с собственными страхами.

Пирс сделал так, что в этой истории главная угроза исходит не от убийцы, а от способности других людей взаимодействовать с серийным киллером, и при этом раскрывать себя. В частности - Молл. Зло привлекательно, красиво - "потрясающе". Именно слово "amazing" употребляет Молл, говоря о запрещенном. Без зла нельзя жить, особенно в мире где царит фальшивое добро. Но где граница, каков предел принятия зла? И в какой момент нужно и можно выпустить из себя зверя? Потому что вопрос выпускать или нет перед Молл не стоит в принципе.

В картине есть сцена, повторяющая "Крик" Эдварда Мунка. Если бы Молл кричала в том же антураже, что и на картине Мунка, это была бы слишком лобовая ассоциация, но она кричит в городе на парковке - когда понимает, что уже не может противостоять и защищаться и проявлять то, что у нее внутри, никаким другим способом.

Кроме того, природа играет в фильме не меньшую роль, чем люди. Ветер вплетается в ткань повествования в нужное время. Так же, как и соленые брызги моря, и зеленые полосы леса. Зверь может быть где угодно, даже на безлюдном пляже, даже у скалистой стены и да, на самом краю обрыва, горы, камня - чего угодно.

В финале фильма - а он запоминается и сделан так, что его больше всего хочется обсуждать - зритель рискует оказаться в состоянии раздвоения сознания. В какой-то момент он, вроде бы понимая, кто маньяк, не принимает это. Зритель так и не узнает, что перед ним - правда облегчения или ложь спасения. Кто ради кого готов пожертвовать всем, что может дать человек, который больше любит. И главное - кто же тот самый зверь.

Культура Кино и ТВ Мировое кино