Старейший испанский хор выступил на "Звездах белых ночей"

Известный испанский коллектив, отметивший три года назад свое 150-летие, исполнил с Валерием Гергиевым и Симфоническим оркестром Мариинского театра "Осуждение Фауста" Гектора Берлиоза - грандиозную партитуру в четырех частях, созданную по трагедии Гете.

Солисты - Александр Михайлов (Фауст), Олеся Петрова (Маргарита), Михаил Петренко (Мефистофель), Олег Сычев (Брандер). Гости из Испании не впервые встретились с Гергиевым и Мариинским оркестром. Вместе они выступали в Нью-Йорке в Карнеги-холл в 2010 году, позже исполняли Девятую симфонию Бетховена. Orfeon Pamplones - самый старый хор Испании, созданный в Помплоне в 1865 году и исторически известный также тем, что в его составе впервые в Испании стали петь женщины (с 1903 года). Надо заметить, что и средний возраст самих участников Orfeon Pamplones сегодня - за 50, что чувствуется в звучании хора, размеренном по темпам, штрихам и динамике. Даже в такой драматически контрастной, сталкивающей ритмы адской скачки с исступленными излияниями любви героев, партитуре хор как будто сохранял дистанцию, только комментируя музыкальное действие и следуя отработанным твердым темпам (руководитель хора Игор Ихурра Фернандес).

Между тем отдельные сцены исполнялись так эффектно, как их могли бы исполнить именно носители католической культуры: например, сцена адской скачки Фауста и Мефистофеля, где сладостный, почти бесплотный звук литании "Святая Мария, молись за нас" сменялся у хора криками ужаса, сопровождавшими фирменную гергиевскую картину "ада" - лихорадочный темп, жуткие сигналы басовой меди, плеск деревянных, изображающих стук костей скелетов, удары тарелок и барабанов. Апокалиптическая картина дополнялась низкими мужскими голосами - "духами ада".

Как известно, Берлиоз в этой партитуре пошел не за Гете в трактовке своего героя: его Фауст романтик, не интеллектуал, он ищет не истину, а любовь. У молодого солиста Мариинки Александра Михайлова Фауст прозвучал лирически, и даже в самых драматических местах очаровывал красотой и текучим качеством голоса. Его Фауст буквально проживал романтическое разочарование миром и восторг от идеальной возлюбленной. Мефистофель же в исполнении Михаила Петренко мастерски манипулировал жертвами - Фаустом и Маргаритой, обволакивая своим бархатным басом, а потом отщелкивая резким штрихом фугу с ерническим "аминь". Маргарита у Олеси Петровой звучала сильно и удивительно ровно на всей дистанции партии. Это трио героев Гергиев выдвинул на передний план, так что ни многочисленные хоры солдат, студентов, гномов, духов, ни "адские" апофеозы оркестра не заслонили живой человеческой истории, актуальной не только во времена Гете и Берлиоза.

Кстати

В марте 2019 году испанский хор Orfeon Pamplones исполнит с Валерием Гергиевым "Осуждение Фауста" в Памплоне. В совместных планах - исполнение кантаты "Александр Невский" Прокофьева и Второй симфонии Малера.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"