Александр Ф. Скляр провел экскурсию по музыкальному музею

"Маршруты московские, маршруты знакомые" привели нас с московским рок-музыкантом Александром Ф. Скляром в главный музыкальный музей страны, прежде носивший имя композитора Глинки. Этот маршрут Скляру знаком давно - в Прокофьевском зале музея он в 2012-м с группой записывал альбом "Русское солнце" с песнями Вертинского и здесь же давал концерты с этой программой.

А теперь мы с Александром ходим уже по залам музея с богатейшей коллекцией музыкальных инструментов разных эпох и народов. Многим из них сотни лет - как вот этой колесной лире начала XIX века или колоколу - из села Новоспасского Нижегородской губернии. Мы встаем перед старинной виолой из коллекции уникальных инструментов музея, Скляр тормозит, увидев гитару Martin (принадлежавшую Дину Риду), - оказалась, что это его любимая фирма. Музыканту мало увидеть инструмент, ему надо услышать его. Возможности музея позволяют сейчас это - и вот, слушая зурну, Александр цитирует любимого Гумилева про ее "лукавый напев". И, конечно, не может упустить возможности взять несколько аккордов на концертном "Стейнвее" знаменитого Николая Петрова - и встает из-за рояля, ошеломленный глубиной звука.

И жалеет, что никак не сыграть ему вот на этом инструменте...

Бандура, 1906 г.

Чем-то похожа на наши гусли, только с грифом. И сколько струн на ней- где-то 30? Про бандуру читал еще в школе, в "Страшной мести" Гоголя - "уже слепец стал перебирать струны на бандуре, петь смешные присказки про Хому и Ерему, про Сткляра Стокозу..." Я тогда подумал - вот моя фамилия откуда пошла!

Шаманский бубен

(Берет в руки, постукивает, прислушивается) Это же просто магия - звук как живой, звонкий, чуткий, хоть мизинцем коснись. Может, оттого что это кожа оленя? У нас на студии большая библиотека сэмплов (оцифрованный образец звука. - Прим. ред.), но шаманского бубна там нет. Шаманы живут только у нас.

Гитара "цыганки Тани", 1834 г.

Семиструнная "восьмерочка" мастера Краснощекова, да с талией какой! По легенде, это под нее цыганка Таня спела что-то Пушкину, а тот расплакался и ушел не попрощавшись? Послушать бы, у этих гитар, говорят, такой звук - звонкий, серебристый... А знаете, что Паганини играл на гитаре не хуже, чем на скрипке?

Серпент XVIII в.

Вот бы сюда Сережу Летова, нашего знаменитого саксофониста, он бы быстро выяснил, чем эта черная змея отличается от саксофона! А звук - грубый, неустойчивый, сразу слышно - это дерево. И тут бы на гитаре подыграть ему...

Фисгармония, 1910 г.

Рахманиновский инструмент. Он эмигрировал, все бросив, в том числе и этот домашний органчик. Тут ведь воздух тоже нагнетается педалями. Кстати, фисгармония - любимый инструмент Тома Уэйтса, он любит всякие раритетные дела.

Пианола, 1901 г.

Голь на выдумки хитра. Смотрите, какая дорогая и сложная конструкция: вставляешь куда-то там перфорированную ленту, она управляет клавишами, и ящик тебе сам наигрывает мелодию, а ты только руками машешь. У людей было желание играть, но не было желания учиться. Инструмент больших понтов.

Синтезатор "АНС", 1958 г.

Он же звучит в "Солярисе" Тарковского! А придумал этот первый электронный синтезатор наш инженер Мурзин, поклонник Скрябина, продолживший дело по обращению цвета в звук - и назвал его в честь композитора.

Ударная установка Ришада Шафи

А, великий барабанщик группы "Гунеш"! И это его установка из Книги рекордов Гиннесса. Честно говоря, мне нравятся классические комплекты, без "рекордов". Но если мастер умеет задействовать всю палитру, как Шафи...

Кстати

Музыкальные музеи Москвы

Музей С. Прокофьева (Камергерский, 6)

Композитор жил здесь с 1947 по 1953 год. В музее стоит рояль Прокофьева, пишущая машинка, шахматы, хранятся автографы, фотографии, эскизы декораций и костюмов к операм и балетам.

Усадьба Ф. Шаляпина (Новинский б-р, д. 25-27)

В музее много подлинных вещей: мебель, рояль, напольные часы, венчальные свечи Федора и Иолы, картины, подаренные В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Врубелем.

Музей С. Рихтера (Б. Бронная, 2/6)

Пианист прожил тут 30 лет жизни вместе с женой, певицей Ниной Дорлиак. В музее - книги, которые читали хозяева, картины и инструменты, которые их окружали, пастели работы Рихтера.