Новости

28.06.2018 09:59
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Помогут с выбором

В регионах внедряют новые методы профориентации
В регионах Сибири началась реализация образовательных проектов, которые позволят повысить эффективность системы профориентации.
В вузах должны учиться те, кто уже в школе выбрал будущую профессию и получил опыт предварительного погружения в нее. Фото: Татьяна Кравченко/РГ В вузах должны учиться те, кто уже в школе выбрал будущую профессию и получил опыт предварительного погружения в нее. Фото: Татьяна Кравченко/РГ
В вузах должны учиться те, кто уже в школе выбрал будущую профессию и получил опыт предварительного погружения в нее. Фото: Татьяна Кравченко/РГ

В Новосибирске, Томске, Омске, Красноярске открыты специализированные школы, университетские технопарки. Кроме того, в Алтайском крае, Кемеровской, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях разработаны интернет-ресурсы, с помощью которых молодые люди могут ознакомиться с широким спектром специальностей и выбрать будущую профессию.

- Вместе с тем ряд направлений в сфере образования подлежит переформатированию под новые задачи, обозначенные в указе президента России от 7 мая 2018 года. Это в первую очередь касается работы по внедрению новых методов профориентации, которые позволят повысить мотивацию молодых людей к обучению, усилят взаимодействие между вузами и отраслевыми предприятиями, - отметил полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло на заседании совета ректоров высших учебных заведений Сибири.

Одним из примеров сетевого взаимодействия вуза с общеобразовательными школами может служить Национальный исследовательский томский госуниверситет. Как рассказал ректор Эдуард Галажинский, многие вузы развивают систему непрерывной подготовки кадров "школа - вуз - предприятие" или занимаются целевой подготовкой студентов, что повышает их мотивацию к овладению профессией. В ТГУ решили сделать упор на опережающее развитие школьников для новых отраслей экономики.

- В Томске накоплен богатый опыт по созданию системы IT-образования для школьников. В нее вовлечено около сорока тысяч учащихся. Сейчас мы проводим перезагрузку по таким направлениям как нано- и биотехнологии, промышленный дизайн, искусственный интеллект, робототехника, сенсорика. Мы хотим, чтобы в вуз пришли ребята, мотивированные на обучение, с опытом предварительного погружения в эти отрасли. У нас есть отработанная система практики на предприятиях, - отметил Эдуард Галажинский.

Директор новосибирской гимназии №7 "Сибирская" Маргарита Ковалева уверена, что профориентационную работу со школьниками нужно начинать с раннего возраста.

- Чем раньше ребенок определится с направлением - гуманитарным или техническим, чем быстрее поймет, в какой вуз ему поступать, тем успешнее будет в дальнейшем, - подчеркивает она. - Школа, как может, в этом помогает. Мы осуществляем несколько проектов в партнерстве с вузами. К сожалению, предприятия не так активно включаются в эту работу. Некоторые родители проводят спецкурсы технологической направленности.

В Кузбассе сделали упор на развитие института наставничества. Как рассказала исполняющая обязанности заместителя губернатора Кемеровской области Елена Пахомова, в регионе разворачивается реализация проекта "100 дорог - одна моя". Его участниками станут даже первоклашки. Здесь также убеждены в том, что ранняя профориентация помогает молодым людям определиться с профессией. Практика показывает, что до семидесяти процентов учащихся, которые прошли обучение в центрах профориентации, поступают на выбранную специальность.

К участию в проекте планируется привлечь как можно больше крупных предприятий. Первым откликнулся один из лидеров угольной промышленности - "СУЭК-Кузбасс". Большинство его работников стали наставниками для молодых.

- Проект рассчитан до 2027 года. Все это время школьники будут проходить тесты, адаптированные под возраст детей, посещать мастер-классы, на которых смогут сформировать представление о выбранной профессии, - сообщила Елена Пахомова.

В Новосибирской области также решили вернуться к наставничеству и разработали проект для учащихся и выпускников вузов "#Кадры54". В течение двух недель студенты-стажеры будут проводить полноценные рабочие дни с региональными руководителями разных уровней. Одним из наставников станет глава региона. Цель проекта - привлечение на государственную гражданскую службу и на работу в госучреждения молодых и целеустремленных людей, готовых к активной работе.

- Проект позволит присмотреться к будущей работе, изучить специфику, особенности своей профессии, - убежден врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников.

Право участвовать в проекте получат лучшие студенты, готовые инициировать собственные проекты, продвигать общественно-полезные идеи.

Заместитель министра образования Новосибирской области Олеся Орлова сообщила о проработке проекта предуниверсуариума. Его участниками станут четыре вуза и партнерские обще-образовательные учреждения. Предполагается, что проект поможет в профориентации школьников и подготовке к поступлению в университеты.

На взгляд ректора Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева Валерия Ковалевского, стандарты в обучении должны задавать работодатели.

- В подготовке педагогических кадров мы ориентируемся на запросы работодателей, вводим новые педагогические компетенции "Учитель для поколения Z", открываем тренировочные центры по робототехнике, проектированию, созданию образовательной среды, - сообщил Ковалевский.

Уже есть запросы на такие профессии будущего как оператор беспилотного летательного аппарата и хирург-робототехник. Первый занимается фото- и видеосъемкой с воздуха и мониторингом окружающей среды, помогает экипажам МКС и доставляет лекарства в труднодоступные места. Второй использует нанороботов, которые позволяют сократить риски при операциях и выполнять сложнейшие процедуры.

Но, несмотря на принимаемые меры, во многих семьях, где подрастают дети, возникают два вопроса: куда идти после школы и куда трудоустраиваться? По статистике, тридцать-сорок процентов выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования не работают по специальности.

- Я бы не делал из этого проблему. Сейчас быстро меняются требования к профессии и спрос на них. Согласно аналитическим исследованиям, в течение десяти-пятнадцати лет многие из ныне существующих профессий вообще исчезнут или транс-формируются. Мне кажется, что важнее готовить молодого человека не под конкретную профессию, а под изменяющийся мир, чтобы молодые люди умели переобучаться, выстраивать свою образовательную траекторию. И не надо бояться, что выпускники уезжают из региона. В нашем вузе на многих специальностях до восьмидесяти процентов студентов - иногородние.

Надо строить модель образовательного хаба: к нам приезжают молодые люди из других регионов, а мы их обучаем и встраиваем в партнерские компании, работающие по всей стране. Это совсем другой подход, - полагает ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Справка "РГ"

В СФО 156 высших учебных заведений, в которых обучается 554 тысячи студентов. Кроме того, в сибирских регионах насчитывается 556 учреждений среднего профессионального образования и порядка семи тысяч общеобразовательных школ, где проходит обучение около трех миллионов человек. Численность педагогического персонала всех уровней образования - 258 тысяч человек.

Общество Образование В регионах